Обязательные составляющие хаджа

После окончания месяца поста наступает сезон хаджа. Начиная с первого дня Шавваля уже можно вступить в хадж, и этот период длится вплоть до дня Арафа (девятого дня месяца Зуль-хиджа). Кто успел, вступив в хадж, побывать в этот день на горе Арафат, считай, успел совершить хадж.

статья опубликована в номере: 14 (555) / от 15 июля 2018 (Зуль-Каада 1439 г.)
322

Каждый мусульманин обязан (при наличии возможностей) совершить хадж и умра хотя бы один раз в жизни. Как и все виды поклонения, предписанные Всевышним, паломничество (хадж и умра) имеет свои условия, обязательные составные части, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные действия.

 

Однако хадж отличается тем, что его обязательные части подразделяются на две категории: рукны и ваджибы. Паломник должен выполнить все обязательные действия хаджа, то есть и рукны и ваджибы, следовательно, за их невыполнение в числе прочего ему запишется грех.

 

Чем отличаются рукны от ваджибов

 

Рукном (столпом) хаджа и умра является обязательное действие, за выполнение которого паломник получает награду, а за его игнорирование ему записывается грех. Но главным отличием рукна является то, что выполнение этих действий нельзя заменить или компенсировать чем-либо другим, и без них хадж и умра не будут действительны. Что касается ваджиба (необходимая часть), то его, в отличие от рукна, можно заменить другим действием, то есть его невыполнение искупается штрафом.

 

Тем не менее, за выполнение ваджиба паломник также получает награду, и игнорирование им этой части обряда без уважительной причины считается грехом. Без него хадж состоится, но не совершить его греховно, и нужно выплатить штраф. А без рукна, как мы поняли из вышеприведённого определения, хадж (умра) однозначно не состоится.

 

В этой статье мы поговорим именно о рукнах хаджа и умра. Есть пять столпов, которые являются общими для хаджа и умра, а у хаджа есть ещё один рукн, которым он отличается от умра, – это пребывание в определённое время в местности Арафа. Таким образом, получается, что у хаджа шесть, а у умра пять столпов, которые обязательны к выполнению для всех, кто начал обряды хаджа и умра, и нельзя их оставлять без выполнения никому, даже слабому и больному.

 

Нельзя также уполномочивать другого человека на выполнение этих рукнов. В противном случае паломничество не считается выполненным. 

 

Итак, составными частями (рукнами) хаджа являются:

 

1. Ихрам – намерение вступить в обряды хаджа (умра). В хадисе Пророка ﷺ, который передал Умар ибн Аль-Хаттаб رضي الله عنه, говорится: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести...» (Бухари, Муслим). Без намерения хадж и умра недействительны.

 

Поэтому особое внимание нужно уделять этому рукну. Нужно совершить намерение до того, как покинуть микат (определённые места для вступления в обряды хаджа и умра) и направиться в сторону Мекки. Если совершить намерение уже покинув микат, то хадж считается совершённым, но если паломник после этого не вернулся на микат для вступления в хадж, то он впадает в грех и облагается штрафом.

 

Стоить отметить, что паломник с момента совершения намерения вступает в хадж (умра), и ему нужно с этого момента отказаться от всех действий, запрещённых тому, кто вступил в хадж, до завершения хаджа (умра). 

 


2. Пребывание на горе Арафат. В хадисе, который приводится в сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима, сказано: «Хадж – это Арафа». Пребывание на Арафа (вукуф) является основной составляющей частью (рукном) хаджа. Вукуфом на Арафате считается пребывание в день Арафа внутри границ этой местности хоть в течение мига, в промежутке между полуднем и до рассвета следующего дня.

 

Если паломнику с полудня до рассвета следующего дня не удастся попасть в местность Арафа и задержаться там хоть на миг, то его хадж пропадёт. Далее он должен совершить умра и выйти из хаджа; и, не откладывая, в следующем же году возместить этот хадж и выплатить штраф.

 

3. Таваф – семикратный обход вокруг Каабы (таваф аль-ифаза). Всевышний Аллах в Священном Коране сказал (смысл): «И пусть обойдут вокруг почтенного Дома (совершат таваф вокруг Каабы)» (сура «Аль-Хадж», аят 29). Учёные сказали, что здесь подразумевается таваф аль-ифаза. Пока паломник не совершит таваф, его хадж не будет завершён.

 

Таваф, в свою очередь, имеет обязательные, желательные действия и нормы этикета. Нужно уделять большое внимание выполнению условий и составляющих частей тавафа. Несоблюдение паломником хотя бы одного из условий или составляющих тавафа делает таваф недействительным, следовательно, пропадает и хадж, если его не возместить.

 

4. Са’ю – хождение между холмами Сафа и Марва. В хадисе передаётся, что Пророк ﷺ во время совершения са’ю повернулся лицом к кибле и сказал: «О люди, совершайте са’ю, ибо, поистине, са’ю предписано вам Всевышним Аллахом» (Дарукутни). Без совершения са’ю не засчитываются ни хадж, ни умра. Поэтому паломнику нужно знать необходимые условия са’ю и его суннаты. 

 

5. Бритьё головы или подстригание волос. Сбривание (укорачивание) волос является также одной из составных частей (рукнов) хаджа и умра, и до тех пор, пока не исполнен этот рукн (рукну), хадж и умра не завершаются. Под сбриванием подразумевается удаление волос с головы или их укорачивание бритьём, состриганием, выдёргиванием, сжиганием, то есть каким бы способом ни удалить волосы – рукн считается выполненным.

 

Для исполнения этого рукна достаточно удаления и трёх волос. Три волоса можно удалить с одного места или из разных мест на голове. Можно брить голову с полуночи на Муздалифа. До тех пор пока паломник не сбреет (не укоротит) волосы, его хадж не будет считаться завершённым. Лучшее же время для сбривания – это день жертвоприношения, после бросания камушков в Джамрат аль-акабат до совершения тавафа аль-ифаза (фарз-таваф).


6. Соблюдение последовательности в большинстве столпов хаджа. Ихрам (вступление с намерением в обряды хаджа и умра) должен быть совершён раньше всех рукнов, а са’ю – после тавафа аль-ифаза или тавафа аль-кудум. Стояние на горе Арафат обязательно должно быть выполнено до совершения тавафа аль-ифаза (рукна) и удаления волос.

 

Если паломник нарушит этот порядок или оставит без выполнения один из вышеперечисленных столпов, его хадж пропадёт, ибо рукны хаджа не компенсируются штрафом или другими способами. Если есть возможность исправить допущенную ошибку или совершить пропущенный рукн, например время для совершения тавафа, са’ю и удаления волос длится бесконечно, то паломник может совершить их заново и по порядку, если была нарушена последовательность в этих действиях.

 

Все эти действия, кроме пребывания в местности Арафат, являются рукнами умра. Однако соблюдение порядка в умра обязательно во всех её столпах. Сначала надо совершить ихрам (вступить в умра с намерением), затем – таваф, после тавфа – са’ю, и в конце брить голову или укоротить волосы. Паломник прежде всего должен стараться выполнить вышеперечисленные составные части хаджа и умра.

 

Если сверх обязательных действий (рукнов и ваджибов) совершить ещё и желательные, то паломник получит больше вознаграждения, и его хадж будет полноценным. Но никак нельзя, усердствуя в выполнении желательных действий (суннатов), допускать упущения в фарзах. Несовершение суннатов, конечно, уменьшает воздаяние, но при несовершении фарзов хадж, как и умра, не будет считаться завершённым. 

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ

Также в рубрике

Закят разговения (аль-фитр)

Обязательная милостыня по окончании поста месяца Рамадан Закят разговения является особенностью общины

Коллективный (джамаат) намаз

Религия Ислам придаёт большое значение совершению намаза в коллективе (джамаатом). Кроме того, что это

Причины, по которым дозволено прервать намаз

Прерывание любого обязательного поклонения, после того как человек вступил в него, без уважительной причины

Запрещённые действия для вступившего в хадж

1. Надеть сшитую одежду (мужчинам). 2. Покрыть голову (мужчинам). 3. Закрыть лицо и руки до кистей для женщин. 4.