19 апреля
2024 года
поделиться

Ханафитский мазхаб (вопросы-ответы)

Расскажите, пожалуйста, про таравих-намаз. Данная молитва является суннатун-муаккадатом, то есть настоятельно требуемой сунной, как для мужчин, так и ....

Расскажите, пожалуйста, про таравих-намаз.

Данная молитва является суннатун-муаккадатом, то есть настоятельно требуемой сунной, как для мужчин, так и для женщин. Время выполнения этой молитвы наступает после совершения ночной молитвы и двух ракаатов суннат-намаза и длится до появления рассвета. Данная молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан. Совершать эту молитву лучше в мечети с джамаатом, но допустимо и индивидуально. 
Таравих-намаз состоит из 20 ракаатов. Нужно совершать по два ракаата, данный порядок соответствует обычным двум ракаатам сунны. 

Если не получилось совершить таравих-намаз до рассвета, то восполнять его не нужно. После каждых четырёх ракаатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется читать тасбих. 
Витр-намаз в этом месяце выполняется с джамаатом после таравих-намаза. В витре имам во всех трёх ракаатах громко читает Коран. Если человек вошёл в мечеть в то время, когда имам совершал таравих-намаз, то он должен вначале совершить ночной намаз и два ракаата сунны, а затем присоединиться к джамаату. Пропущенные ракааты таравих-намаза восполняются в перерыве между каждыми четырьмя ракаатами или после витр-намаза. 

Мольба, возносимая после каждого четвёртого ракаата в таравих-намазе: «Субхаана зиль-мульки уаль-малакут, субхаана зиль-’иззати уаль-’азомати уаль-къудрати уаль-кибрияааи уаль-джабаруут. Субхааналь маликиль мауджуди, субхааналь маликиль ма’бууди, субхааналь маликиль хаййи ллязи ляа йанааму уа ляа йамуут. Суббуухун къуддусун роббунаа уа роббуль маляаикати уарруух. Ляа иляаха илля ллаху настагъфиру ллаха насалукаль джанната уа на’уузу бика минан наар».  

Салават, читаемый после двух ракаатов в таравих-намазе: «Аллахумма салли ‘ала саййидинаа Мухаммад уа ‘аляа али саййидинаа Мухаммад би’адади кулли дааин уа дауааин уа барик уа саллим ‘алейхи уа ‘алейхим касира». 

Мольба, возносимая после таравих-намаза: «Я ханнану я маннану я даййану я бурхану я заль фадли валь ихсан. Нарджуль ‘афва валь гуфрана ва дж’альна мин ‘утакааи шахри рамадан бирахматиль-кур’ан».
 

Кто освобождается от поста? 

Освобождены от поста в месяц Рамадан:


1) больной, опасающийся, что болезнь осложнится;
2) беременная или кормящая при условии, что у неё имеется обоснованный страх за ребёнка или за себя. 
Для больных, беременных и кормящих условием дозволенности нарушения поста является не воображение о потенциальном вреде, а обоснованные опасения, признаваемые Шариатом. Они могут основываться:
а) на имеющемся опыте, даже если это опыт другого человека с той же болезнью;
б) на явном признаке потенциального вреда;
в) на мнении квалифицированного врача-мусульманина, который не грешит прилюдно.
То же касается и здорового человека, у которого имеются опасения заболеть, основанные на одном из указанных критериев. Ибн Абидин добавляет, что если человек нарушит пост хотя бы без одного из указанных критериев, то ему нужно будет совершить искупление (каффарат), а ведь большинство людей, к сожалению, совершенно не знают этого правила (Ибн Абидин, «Радд мухтар», 2:422);
3) испытывающий чрезвычайную жажду, от которой он боится умереть;
4) путник – при условии, что на момент наступления фаджра он начинает поездку и находится за границами города или уже является путником. Если же он при наступлении фаджра не является путником, то должен поститься в этот день, даже если отправляется в путь после фаджра (Шурунбулали, «Маракиль Фалях», том 1, стр. 258), хотя предпочтительнее поститься, если пост не вредит ему. Если человек, нарушивший пост по уважительной причине (в соответствии с перечисленным выше), умрёт до получения возможности восполнить пропущенные дни, то их восполнение не будет необходимым для него. При восполнении постов в целом не требуется совершать их подряд. 

Платёж фидья составляет половину саха (1 кг 800 г) пшеницы (или его денежный эквивалент) за каждый день – для человека весьма преклонного возраста, не способного поститься, при условии, что его неспособность продолжается до смерти. В ином случае, как только он станет способен, ему нужно будет восполнить пропущенные дни поста. То же правило применяется к человеку с хронической болезнью, выздоровление которого также не ожидается в течение всей оставшейся жизни; если же он выздоровеет, ему нужно будет восполнить пропущенные дни поста.  

 (Тахтави, «Хашия “Маракиль Фалях”», стр. 688)

Если здоровье не позволяет соблюдать пост, разрешено ли выплатить штраф (фидья) за пропущенные посты?

Если пост в месяце Рамадан не соблюдался из-за болезни или по другим дозволенным причинам, то его нужно лишь возместить, штраф при этом не налагается. Не возместив до наступления следующего Рамадана, соблюдайте своевременный пост и затем уже возмещайте, штраф за откладывание не налагается. Разрешается выплатить фидья за каждый день поста больному пожилому человеку, болезнь которого с каждым днём усиливается и приближает к смерти. 

Фидья – это полсаха (1 кг 800 г) пшеницы, или же надо это количество пшеницы оценить и выдать нуждающемуся его денежный эквивалент («Маракиль Фалях», стр. 393).

Если пропустить утреннюю молитву, возмещать ли сунну вместе с фарзом?

Если возмещаете её в тот же день, то до обеда можете возместить сунну вместе с фарзом; после обеда суннат-намаз не возмещается («Маракиль Фалях»).

В чём мудрость возложения обязательного поста? 

1. Постящийся всегда будет вспоминать Аллаха I. Например, каждый раз, когда ему захочется есть и пить, он вспомнит, что постится, что действия, нарушающие пост, Аллах I ему запретил. О пользе постоянного поминания Аллаха I и осознания Его непрестанного контроля над человеком написано очень много книг. 

2. Во время поста облегчается тело, поклонение Аллаху I оказывается доступным и приятным. В хадисе сказано: «Пост – врата поклонения». 

3. У человека, постоянно пребывающего в сытости, черствеет сердце, грубеет нрав. Эти качества способствуют порождению других, более опасных качеств, таких как притеснение (зульму), заблуждение, куфру и др. А пост препятствует этому. 

4. Сытый не знает, что такое голод, поэтому не способен понять состояние голодающего. В сердце постящегося рождается чувство сострадания к голодным и возникает желание помочь им. Шариат учит, что пост – это не только отказ от еды и питья, но и сдерживание языка от хулы и клеветы, глаз и ушей – от видения и слушания греховного, страстей – от прелюбодеяния и себя – от причинения вреда другим («Маракиль Фалях»). 

Что нежелательно делать во время поста? 

1. Пробовать что-либо на вкус без необходимости.
2. Жевать что-либо без необходимости.
3. Жевать смолу или жевательную резинку, употреблённую ранее и потерявшую вкус.
4. Целоваться.
5. Проявлять физические ласки к жене (мужу).
6. Проглатывать слюну, преднамеренно накопленную во рту в большом количестве.
7. Сдавать кровь.

Какие действия являются суннатами во время поста месяца Рамадан? 

 

1. Согласно хадисам Пророка e желательным является своевременный приём пищи вечером, сразу после наступления времени вечернего намаза. Открывать пост желательно фиником, чистой водой, молоком или чем-нибудь сладким. 

 2. Желательно принять пищу перед началом поста, то есть до рассвета, и желательно прекратить есть за 15–20 минут до наступления утреннего намаза. В хадисе сказано, что после прекращения утренней трапезы Пророком e до наступления утреннего намаза можно было читать примерно 50 аятов Корана. 

 3. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился. Притом награда тому, кто постился, от этого не убавляется. 

 4. Во время поста желательно беречь основные свои органы (части тела) от запретного и нежелательного, использовать их для служения Всевышнему Аллаху, выполняя Его веления. 
 В хадисе Пророка e говорится: «Сколько постящихся получат в награду за свой пост только голод, и сколько занимающихся служением Аллаху I в ночное время получат в награду только бессонницу!» 
 

Что нарушает пост?

Нарушают пост действия, требующие: 
1) восполнения и выплаты штрафа;
2) восполнения без выплаты штрафа.

Действия, требующие восполнения и выплаты штрафа (каффара)
Если человек съест или выпьет что-либо, имеющее питательную ценность (что обычно принимают в пищу), или что-то в медицинских целях, или совершит половой акт, независимо от того, в половой орган или задний проход, причём действовал преднамеренно (а не по забывчивости – в таком случае пост не нарушается; если такие действия были совершены по ошибке или принуждению, то требуется восполнение, но не искупление), то он должен восполнить пост и совершить искупление, заключающееся в освобождении раба. Если раба у него нет, он должен поститься два месяца подряд. Если он действительно не способен на это, то должен накормить 60 бедняков в расчёте по полсаха (1 кг 800 г) пшеницы (или отдать денежный эквивалент) за каждого. Искупление необходимо лишь в том случае, если человек принял намерение на пост до фаджра и при этом впоследствии, до магриба, у него не появилось ни серьёзной болезни, которая освободила бы его от поста, ни месячных, ни послеродового кровотечения. Если же что-то из этого случилось в этот день или же намерение было принято после фаджра этого дня, то искупление не требуется. Конечно, нарушение поста без уважительной причины всё равно будет серьёзным грехом. Наконец, штраф узаконен лишь для нарушенного поста в Рамадан, а не вне его, даже если это восполнение поста Рамадана. 
Если же человек сделает что-то из перечисленного – то есть поест, попьёт или вступит в половой акт – по забывчивости (под забывчивостью подразумевается забывание того факта, что он постится, а не забывание того, что такое действие нарушает пост, поскольку это всё равно его нарушит. Если человек нарушит пост по забывчивости, например поев или попив, то, хотя пост и не нарушен, ему нужно прекратить это действие сразу, как только он вспомнит о том, что постится. Если он не сделает этого и продолжит есть или пить, пост нарушится. Если кто-то видит, что человек ест или пьёт, то ему нужно напомнить о посте, поскольку не напомнить ему об этом является совершенно неугодным поступком, если только человек не является слабым, например из-за весьма преклонного возраста), в этом случае он не должен ни восполнять пост, ни совершать искупление.

Действия, требующие восполнения поста без выплаты штрафа
1) Введение свечей, как вагинальных, так и ректальных. Влагалище и анальное отверстие считаются проходами, поступление через которые инородных веществ может нарушить пост. Причём расстояние, на которое вещество должно проникнуть внутрь прохода, составляет размер свечи. Поэтому вкладывание на это расстояние внутрь одного из проходов предмета, увлажнённого водой, маслом или чем-то другим, даже просто влажного пальца, нарушает пост. Вкладывание твёрдого вещества настолько, что оно исчезает в одном из проходов, тоже нарушает пост (Хаскафи, «Дурр мухтар», 2:397). 
2) Если то, что обычно не едят (и не используют в медицинских целях), например земля, достигает полости тела.
3) Случайное проглатывание воды при полоскании рта или носа. 
4) Принуждение к нарушению поста.
5) Дневное употребление еды (даже умышленное) для поста, на который человек не принимал намерения до фаджра.
6) Семяизвержение из-за прикосновения или поцелуя, в отличие от семяизвержения вследствие взглядов, мыслей или сна, которое не нарушает поста.
7) Вливание кем-то воды в полости спящего человека (то есть спящий должен будет восполнить день поста без искупления).
8) Умышленная рвота (если она заполнит рот или более того) («Мараки Саадат», стр. 113; «Дурарул Мухтар», том 2, стр. 403). 

Наджаса делится на грубую и лёгкую? 

Да, это так. К грубой наджасе относятся спиртное, кровь, мясо мертвечины и её шкура до дубления, моча животных, мясо которых запрещено к употреблению в пищу, кал собак и хищных животных и их слюна, помёт кур, гусей и уток, кровь и гной. К лёгкой относятся моча лошадей и тех животных, мясо которых разрешено к употреблению в пищу, помёт птиц, мясо которых нельзя употреблять в пищу.
Разница между грубой и лёгкой наджасой в том, что намаз не считается действительным, если размер грубой наджасы превысит размер дирхама (приблизительно – размер пятирублёвой монеты). И считается действительным, если лёгкой наджасой будет испачкана одна четвёртая часть тела или одежды («Маракиль Фалях»).
 

Полосу подготовил Мухаммад фарук Азимов