20 апреля
2024 года
поделиться

Выплата закята по ханафитскому мазхабу

Слово «закят» в Священном Коране всегда употребляется со словом «салят», то есть – вместе с намазом.

Передано, что Аллах Всевышний ﷻ, обращаясь к пророку Мусе (мир ему) , сказал: «О Муса  , намаз и закят воистину связаны между собой, Я не приму одно без другого. Если закят смешается с имуществом, то только погубит его». 
От матери правоверных Айши  передано: «Пророк ﷺ сказал: "Если закят смешается с имуществом, то только испортит его"». Этот хадис несёт в себе два смысла. Первый – невыплаченный и оставленный в имуществе закят приведёт к тому, что это имущество будет погублено. На это указывает следующий хадис: «Не испортится имущество ни на суше, ни на море, кроме случая, если из него не вывели закят». Второй смысл в том, что если человек получает закят, не имея на то права, и смешивает его со своим имуществом, то его имущество также будет погублено. 

 В книге «Танбихуль Гафилин» сказано следующее: «Того, кто не выплачивает закят, Аллах ﷻлишает сохранности его имущества; того, кто не даёт садака, Аллах ﷻ лишает личной сохранности; землю того, кто не выплачивает десятую часть от своих посевов, Аллах ﷻ лишает бараката; того, кто не делает дуа, Аллах ﷻ лишает ответа на его просьбы; того, кто проявляет халатность в отношении намазов, Аллах ﷻ лишает произнесения перед смертью слов "Ля иляха илля ллах, Мухаммаду ррасулуллах" («Нет Бога, кроме Аллаха ﷻ, и Мухаммад – Посланник Аллаха ﷺ »)». Да сохранит нас Аллах ﷻ от этого.

Закят – это передача владения (тамлик) частью имущества определённому человеку с соответствующим намерением. В связи с тем, что это богослужение, закят недействителен без намерения на него. Оно должно присутствовать:

а) либо при выплате получателю;
б) либо при передаче доверенному лицу, назначенному за дающего закят;
в) либо при отделении средств на выплату в качестве закята в будущем.

Если человек выплатит его без намерения, то это не исполнит обязанности выплаты закята, если только впоследствии он не примет необходимого намерения, в то время как тот всё ещё не растрачен, находится во владении получателя. Более того, получатель не обязан знать, что это закят. При уплате человек может назвать его, например, «подарком» или «займом», всё это время намереваясь исполнить обязанность закята (и впоследствии простить этот «заём»). 

Выплата закята обязательна (фарз) для каждого вольного мусульманина, имеющего правовую ответственность, то есть взрослого и дееспособного (вменяемого), поскольку в ином случае человек не будет иметь правовой ответственности, и обладающего нисабом (мерой) в деньгах.
Если же человек обладает нисабом, несмотря на долги, то выплата закята остаётся обязательной (на имущество, превышающее долги). Кроме того, здесь подразумеваются долги людям, а не религиозный долг в виде искупления, обетов, обязанности хаджа и т. п. Такой долг не вычитается при расчёте закята с облагаемого имущества. Наконец, деньги, отложенные на общие расходы, такие как пища, квартплата, образование и обеспечение семьи (нафакат), тоже не вычитаются. Под базовыми личными нуждами подразумеваются личные предметы, не являющиеся закятооблагаемыми, например дом (дома), мебель, одежда, автомобиль (автомобили), оборудование, используемое для профессиональной деятельности, или любые личные вещи – такие как книги или даже недвижимость, купленная без намерения на перепродажу. Если что-то куплено с намерением перепродажи, это считается товаром на продажу и потому является закятооблагаемым. 

Нисаб золота

Закятом облагаются золото и серебро в любом виде, будь это чеканные монеты, самородки, ювелирные украшения (как ношеные, так и новые; у других мазхабов на этот счёт может быть другая точка зрения) или домашние декоративные элементы. Но закятом не облагаются драгоценные камни – такие как рубины, бриллианты и изумруды, независимо от их стоимости, если только они не являются товарами для продажи.
Мискаль равен примерно 4,233 г. Поэтому нисаб (минимальное закятооблагаемое количество) – это около 84,66 г золота или его денежный эквивалент. Данная стоимость является нисабом, используемым для определения того, обязан человек платить закят или нет. 

Нисаб серебра – 200 дирхамов, за которые платится 5 дирхамов. За любое количество сверх нисаба, если увеличивается на пятую часть нисаба, платится пропорциональное количество, но если меньше пятой части, то не платится ничего. Например, если человек владел 450 дирхамами серебра, ему нужно заплатить 11 дирхамов закята (10 от 400 и 1 от дополнительных 50), поскольку дополнительные 50 дирхамов больше пятой части нисаба (40 дирхамов), от 50 дирхамов составляет 1 дирхам, поскольку с 40 дирхамов требуется уплатить 1 дирхам, а дополнительные 10 не составляют следующую пятую часть. Если бы у него было 430 дирхамов, он бы заплатил 10, поскольку дополнительные 30 не составляют пятую часть нисаба. Если бы было 480 дирхамов, то заплатил бы 12, и т. д. 
Закят с серебряных и золотых украшений и посуды выделяется независимо от того, намерился человек продавать их или нет. 
Закят выдается и с денежных купюр. Их нисаб начинается, когда их количество достигает стоимости 84,66 г золота или 800 г серебра. А так как рассматривается более благоприятный вариант выплаты закята – для малоимущих, то он выплачивается по истечении года – 2,5 %. 

Товары на продажу

Под товаром на продажу подразумевается любой неденежный предмет, покупаемый с намерением (на момент покупки) его перепродажи. Если в момент покупки нет такого намерения, то в отношении закята предмет не считается товаром на продажу, а потому им не облагается. То есть, даже если впоследствии, после покупки, человек принимает намерение на перепродажу, или даже если предмет куплен для личного использования, но с намерением продать в случае поступления впоследствии хорошего предложения на него, закятом этот предмет не облагается. То же и в случае получения владения неденежным предметом без сделки купли-продажи – например, если получено наследство. Оно не облагается закятом, поскольку нет сделки, с которой могло бы соединиться намерение на перепродажу. Наконец, если человек покупает неденежный предмет с намерением перепродать его, посредством чего предмет считается товаром на продажу и закятооблагаемым, а потом меняет своё намерение, решает не продавать и использует его для личного употребления, то этот предмет не считается в отношении закята товаром на продажу. Закят обязателен по тем же условиям, что и с денег, – имеется в виду, что начало нисаба сравниваем с нисабом золота или серебра, и в конце года выдаём закят, считая весь товар по розничной цене и деньги в кассе. Тот товар, который взят под реализацию, не исключается. Закят с любого вида имущества можно отдавать до завершения года.

(Тахтави. «Хашия “Мараки фалях”», стр. 713; Хаскафи. «Дурр мухтар», Ибн Абидин. «Радд мухтар», 2:256; «Лубаб», стр. 137; «Мараки Саадат», стр. 118)