20 апреля
2024 года
поделиться

Пост – щит верующего от стрел сатаны

Пост (савм) в переводе с арабского языка означает «воздержание от любой вещи в любое время».

Пост (согласно правовому определению) – воздержание от еды, питья и полового акта в дневное время суток с намерением поста, совершаемое тем, кто способен и должен это сделать. Иначе говоря, в течение времени от истинного рассвета до заката. Соответственно, тому, кто намеревается поститься, можно продолжать кушать вплоть до истинного рассвета, даже если настаёт ложный рассвет. Но на истинном рассвете следует прекратить приём пищи, даже если человек ещё не съел всей своей порции, вплоть до того, что нужно даже убрать частицы еды и питья, находящиеся во рту, чтобы не проглотить их и тем самым не нарушить пост.
Это крайне важный момент, поскольку, к сожалению, многие делают свой пост недействительным, продолжая есть и пить после истинного рассвета. Лучше завершить приём пищи и питья за 15 минут до утреннего азана.

Степени поста:

1. Пост обычных людей. Это воздержание от еды, питья, половых отношений.

2. Пост особых людей. Это воздержание органов тела от греха, и это возможно сделать пятью вещами: 
1) Воздержание взора от запрещённого Шариатом.
2) Воздержание языка от хулы, лжи, сплетни, ложной клятвы, потому что Анас сын Малика t передаёт от Пророка ﷺ : «Пять вещей портят пост (то есть воздаяние за соблюдение поста): ложь, хула, сплетни, ложная клятва и страстный взор».
3) Воздержание слуха от порицательного.
4) Воздержание всех органов от порицательного. Воздержание живота от сомнительного во время разговения, потому что нет смысла начинать пост с дозволенной пищи, а вечером разговляться запретной пищей. Пример человека, сделавшего подобное, схож с примером того, кто построил дом, а разрушил город. Пророк ﷺ  сказал: «Многие из постящихся держат пост, но они получают от поста только голод и жажду» (привёл Ахмад в «Муснаде», том 2 , стр. 441).
5) Важно, чтобы постящийся не переедал во время разговения, наполняя живот едой. Пророк ﷺ  сказал: «Самый ненавистный сосуд для Аллаха ﷻ  – живот, полный дозволенной пищей».

3. Пост людей, приближённых к Аллаху ﷻ   . Это воздержание сердца от заботы мирским и от мирских мыслей, то есть воздержанность от всего, кроме Аллаха . 

Есть шесть разновидностей поста: обязательный (фарз), необходимый (ваджиб), сунна, рекомендуемый (мандуб), добровольный (нафль), нежелательный (макрух). 

1) Обязательный (фарз):
– пост Рамадана как в течение данного месяца, так и в качестве восполнения (каза) – возмещения;
– пост искупления (каффара) и пост обета (манзур), согласно более явному слову. 

2) Необходимый (ваджиб):
– восполнение нарушенного добровольного поста.

3) Сунна:
– пост в благословенную Ашуру (10-го мухаррама) вместе с постом 9-го числа. Или вместе с постом 11-го числа. Если поститься только 10-го мухаррама, это будет нежелательным, поскольку включает в себя сходство с иудеями. Поэтому сунной является соединение этого дня поста с постом днём ранее или днём позже. Пророк ﷺ  сказал: «Пост в этот день служит искуплением грехов прошлого года» (Муслим). 

4) Рекомендуемый (мандуб):
– пост в течение трёх дней каждого месяца; рекомендуемым (мандуб) действием является то, чтобы эти дни приходились на 13-е, 14-е и 15-е числа месяца. Пророк ﷺ  сказал: «Если (захочешь) поститься по три дня в месяц, постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый (его дни)» (ат-Тирмизи); 
– пост по понедельникам и четвергам. Пророк ﷺ  сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху ﷻ) по понедельникам и четвергам, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи);
– шесть дней шавваля. Разрешается соблюдение этих дней поста подряд сразу после Праздника разговения, а также не подряд. Пророк ﷺ  сказал: «Пост человека, который соблюдает его во время Рамадана и добавляет к нему шесть дней в Шаввале, подобен непрерывному посту».

5) Добровольный (нафль):
– любой иной день поста, если только не установлена его нежелательность.

6) Нежелательный пост делится на два вида: 
1. Макрух-тахриман:
– пост в два праздничных дня (любой из них). Здесь имеется в виду соблюдение поста в дни праздников разговения (Ид аль-Фитр) и жертвоприношения (Ид аль-Адха);
– пост в ташрик-дни. Ташрик-дни – это три дня после Праздника жертвоприношения, то есть 11-е, 12-е и 13-е зуль-хиджи. Достоверно известно, что Пророк ﷺ  запретил поститься в дни праздников. Сообщается также, что Посланник Аллаха ﷺ  сказал: «Дни ташрика являются (такими) днями, (когда следует) есть и пить» (Муслим).
2. Макрух-танзихан:
– обособливать пост в субботу, то есть не держать при этом пост ни днём ранее, ни днем позже, (пятницу,) Навруз или Махраджан, Навруз и Махраджан – праздники весны и осени у персов, они приходятся на дни весеннего и осеннего равноденствия. Если только он не совпадает с привычкой, то есть если, например, человек постится все другие дни – или, скажем, первое число каждого месяца, – и такой день совпадает с одним из указанных дней, – непрерывный пост. Под непрерывным постом понимается пост в два или более дней подряд без приёма пищи в перерывах. Под ежедневным постом подразумевается постоянный пост, хотя и с еженощным приёмом пищи. 

(Тахтави. Хашия «Мараки фалях», стр. 631; «Мараки Саадат», стр. 111)