Канонические аспекты назидания

Назидание с призывом к благому и запрещением порицаемого является величайшим социальным принципом Ислама, однако для того чтобы реализовывать этот принцип в повседневной жизни, необходимо знать определённые правила и условия, в рамках которых практика назидания будет правомерной и максимально эффективной.

статья опубликована в номере: 13 (554) / от 01 июля 2018 (Шаабан 1439 г.)
70

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми каноническими аспектами назидания из труда авторитетнейшего учёного мазхаба имама аш-Шафии ибн Хажара альХайтами. Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» пишет: «…По единогласному мнению учёных, человек, даже будучи грешником, обязан велеть тому, кто не соблюдает обязательные предписания Ислама, соблюдать их и выражать порицание запретного по Шариату, если он в состоянии это сделать, если это безопасно для его жизни, здоровья, имущества и чести.

 

Если же в назидании другим есть опасение за жизнь, здоровье, имущество или честь другого человека, то запретно это делать, однако желательно призывать к добру и предостерегать от запретного, если есть угроза безопасности личной жизни и своего имущества. Разрешается также делать назидание, если человек полагает, что это не приведёт наставляемого к упорству в своём грехе или не подтолкнёт его к ещё более худшим грехам.

 

Назидание необходимо делать, даже если наставляющий сам совершает подобный же грех или ещё более тяжкий или предполагает, что тот не прислушается к наставлению. Исправлять греховное необходимо в первую очередь действиями, а если не получается, то языком, если и этого не получается, то сердцем (т. е. не соглашаться с этим грехом и порицать его в сердце).

 

Если возможно исправить греховное – к примеру, языком, то необязательно прибегать к действиям. Предметом наставления может быть только то, что является однозначно обязательным, например призыв совершать намаз или призыв отказаться от совершения того, что однозначно запрещено совершать, например употребление алкогольных напитков, на что есть единогласное мнение учёных.

 

Если же человек совершает то, на что нет единогласного мнения, то здесь рассматривают убеждение того, кто совершает это действие, а не убеждение того, кто делает назидание. К примеру, мы точно знаем, что некий человек совершает деяние с убеждением, что он совершает запретное, но в нашем убеждении это не запретно, – в этом случае мы обязаны сделать назидание.

 

Однако муж жене и имам всем остальным имеют право делать назидание, если в их убеждении что-то является запретным и при этом совершающий запретное убеждён, что это не запрещено, так как здесь рассматриваются убеждения мужа и имама. Человек, который не является учёным Ислама (алимом) и не знает шариатского решения относительно того, что он увидел, не имеет права выражать порицание до тех пор, пока знающий человек – алим – не подтвердит ему, что увиденное им единогласно запрещено или не запрещено, если даже тот, кто совершает это действие, убеждён, что это запрещено.

 

Что касается человека, который совершает что-то с убеждением дозволенности, следуя за тем учёным, который это дозволяет, то выражать порицание его деяния запрещено, но можно увещевать его в мягкой форме не делать подобного, так как относительно этого есть разногласия среди учёных. Никто не имеет права, опираясь на предположения, выискивать недостатки, грехи других людей, выведывать об их запретных деяниях, врываться в их личную жизнь с этой целью.

 

Но если человек почти уверен, что ктото собирается совершить запретное, и для этого есть определённые предпосылки, как, например, информация от доверенного человека, то он вправе, даже обязан выведать подобное, когда это касается греха, последствия которого могут быть непоправимы. Например, убийство, прелюбодеяние и т. д. В иных ситуациях разузнавать, выискивать грехи запрещено.

 

Если выражение порицания зависит от жалобы правителю или в соответствующие инстанции, то есть когда человек сам не в силе остановить порицаемое – он обращается в вышестоящие органы, то это обязательно нужно сделать, если нет иного метода предотвратить этот грех. Из высказываний учёных Ислама ясно, что выражать порицание запретного сердцем является коллективной обязанностью – «фард кифая», то есть если один человек из всего общества выполнит это, то ответственность с остальных снимается.

 

Однако более верным считается, что это индивидуальная обязанность – «фард айн» – по отношению к каждому человеку, иначе говоря, каждый индивидуум в этом обществе обязан переживать, видя предосудительные поступки окружающих». («Тухфат аль-Мухтадж», т. 9, с. 209)

 

ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД
 

Также в рубрике

Благодарите Аллаха ﷻ за всё

«Благодарность» – как много смысла в этом слове! Осознаём ли мы её значение, где и как она проявляется?

Добро есть! Люблю добро!

Очень люблю проводить опросы и узнавать мнения других. Вот и решила я задать вопрос: «Какие три качества в

Сила веры

Продолжение. Начало в предыдущем номере. Если человек уповает только на себя и свои силы или на те блага,

С протянутой рукой как на работу

Есть на свете категория людей, обречённых на «вечную» бедность. Всему виной их род занятий. Они обречены