Мы пытаемся в сумасшедшем ритме угнаться за ускользающей дуньей, забывая при этом, что венец человеческих достижений заключён отнюдь не в статусе олигарха или мнимой популярности в соцсетях. Нет! Знания (ильм) – именно этим Господь мира выделяет избранных, стремящихся и покорных. О достоинстве знаний и необходимости их приобретения сказано много, поэтому позволю себе окунуться в историю и попытаться ответить, какие именно качества были присущи жившим до нас учёным, что позволило их именам уцелеть под руинами истории и не кануть в лету. Поехали!
Кладезь наук и аскет имам аш-Шафии рассказывал: «Завершив заучивание Корана, я стал посещать мечеть. Здесь я проводил время в кругу учёных, слушал, как они рассказывают хадисы, разбирают вопросы, и всё запоминал. Мать не могла обеспечить меня тем, на что я мог бы купить бумаги, поэтому, если я видел заброшенную кость, подбирал её и писал на ней. А когда на ней не оставалось места, я клал её в наш старый кувшин».
От имама аль-Бухари передано следующее: «Джабир ибн Абдуллах отправился к Абдуллаху ибн Унайсу ради одного хадиса, преодолев расстояние, равное месяцу ходьбы».
А Абу Аюб аль-Ансари отправился к Укбе ибн Нафиу из Медины аж в Египет, с тем чтобы передать от него один (!) хадис. Прибыв в Египет, он отыскал Укбу, слез с верблюдицы, так и не сняв седла, услышал от него хадис, вновь взобрался на животное и направился обратно в Медину.
Имам Аз-Забиди в своих строках приводит: «Я спросил у бедности: "Факр (бедность), где ты обитаешь?" Бедность ответила: "В чалмах факихов. У меня с ними тесная связь, которую сложно разорвать"».
Известный мухаддис и факих Ибн аль-Джаузи рассказывал: «В прекрасные времена своей учёбы я претерпевал такие трудности, которые кажутся мне слаще мёда в силу того, что я хотел и к чему стремился. Ещё будучи юнцом, я всегда брал с собой сухие лепёшки и отправлялся в путь ради хадисов. Я садился у берега реки Иса и мог поесть лепёшки лишь с водой. Я откусывал лепёшку и запивал водой, а воля моя видела лишь сладость приобретения знаний. Всё это принесло мне свои плоды. Я стал известен среди людей тем, что много знаю о хадисах Посланника Аллаха ﷺ, его жизни и нравственности, о жизни его сподвижников и их последователях…». Нет сомнений в том, что бедность зачастую является закадычным другом ильму, о чём красноречиво говорят эпизоды из жизнедеятельности учёных мужей. И, что интересно, бедность никогда не была для них причиной отказа от знаний, что в сегодняшних реалиях ломает спину многим из талибуль ильм (изучающих знание).
Автор широко известной книги «Таалимуль Мутаалим» имам Зарнуджи говорил: «Никто не поднимался на высокую степень, кроме того, кто соблюдает адаб. И никто не упал на самую низшую степень, кроме как не соблюдая его».
Ученик имама аш-Шафии Рабиа ибн Сулейман рассказывал: «Клянусь Аллахом ﷻ! Я так сильно уважал имама аш-Шафии, что у меня не хватало смелости выпить воду в его присутствии».
Многие знают историю про имама Малика, которого в то время, пока он цитировал хадисы, шестнадцать раз (!) ужалил скорпион. Однако имам Малик не прервал высказывания о Посланнике Аллаха ﷺ, боясь нарушить адаб к его словам. И, действительно, именно оставление адаба в наше смутное время более всего мешает нам следовать приобретённым знаниям.
Тема о достоинстве знаний бесконечна в своей глубине, и охватить все аспекты в рамках одной статьи не представляется возможным. Процесс овладения исламскими знаниями подразумевает, помимо своей теоретической базы, в определённом смысле и «практикум», что в случае с ильму называется «амаль». Вообще, наше поведение (муамалят) по сути и есть негласный показатель того, как и для чего мы грызли этот пресловутый гранит науки. Поэтому не имеет значения, на какой из ступеней в социальной (материальной) иерархии мы находимся в данный момент. Важно лишь то, чем набит наш «рюкзак деяний», с которым мы рано или поздно предстанем перед Господом, где приобретённые знания будут нашим заступником или обвинителем.
КАМАЛ МАГОМЕДОВ