26 апреля
2024 года
поделиться

Духовное уединение в мечети

Итикаф (духовное уединение в мечети) нельзя совершать без намерения на это действие. Нельзя совершать его и тем, кто находится в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения.

Итикаф бывает трёх видов:

 

1) необходимый (ваджиб): когда человек даёт обет на его совершение;

 

2) выделенная общинная (кифая) сунна: последние десять ночей Рамазана. Если этот итикаф будет совершён одним или несколькими членами общины, то сунна тем самым будет исполнена и на других не будет греха за её невыполнение без уважительной причины. Если же никто не совершит его, то вся община будет повинна в несовершении сунны, а это потенциально является грехом, если войдёт в привычку;

 

3) рекомендуемый (мустахаб): любой иной итикаф.

 

Пост является условием действительности лишь для итикафа, на который был дан обет (то есть первого вида итикафа). Минимальный срок для исполнения добровольного итикафа (третьего вида) составляет один момент со своим намерением (и, как и в случае со всеми видами итикафа, он действителен лишь при исполнении) в коллективной мечети, то есть в мечети с имамом и муэдзином.

 

Некоторые ставили условие, что все пять молитв должны проводиться там с коллективом, другие такого условия не ставили. Два ученика имама Абу Ханифы, Абу Юсуф и Мухаммад, полагали, что любой мечети будет достаточно, и некоторые теологи предпочли их мнение, поскольку оно легче, особенно в нынешние времена.

 

Нельзя покидать своё место итикафа, кроме как по законной потребности, основанной на Шариате, например для совершения пятничной молитвы в главной общинной мечети. В таком случае следует уйти в главную общинную мечеть с достаточным временем на исполнение суннатмолитв до и после пятничной молитвы, а затем немедленно вернуться в мечеть своего итикафа.

 

Если человек останется в главной общинной мечети для своего итикафа, то это будет действительным, хотя и несколько неугодным. Можно также покинуть место итикафа по естественной нужде, например для справления малой нужды, или в критическом случае, например если человека принудили покинуть место итикафа. В любом из перечисленных случаев следует  немедленно войти в другую мечеть (по исполнении потребности).

 

Если уважительной причины не было, итикаф в этом случае нарушается тем, что человек покидает мечеть. Женщина совершает итикаф в том месте своего дома, которую она обычно предназначала для своих молитв. В целом, женщине рекомендуется предназначить место в доме для молитв, так же как мужчине рекомендуется сделать это для своих добровольных молитв.

 

И итикаф женщины тогда должен проходить в её выделенном для молитв месте. Если она всё же совершает итикаф в мечети, это действительно, но несколько неугодно или, согласно некоторым источникам, неоптимально (хиляф-афдаль). 

 

Кроме того, её итикаф недействителен в иных частях её дома, помимо участка, выделенного для её молитв. Если у неё нет места, предназначенного для молитв, итикаф нигде в её доме действительным не будет. Впрочем, она может просто выделить такое место в её доме, когда захочет совершить итикаф.

 

Исполняя итикаф в этом выделенном для молитв месте, она не может покидать это место до окончания итикафа. Наконец, ей следует сначала получить разрешение мужа перед тем, как совершать свой итикаф. Как только он даст ей его, ему нельзя будет нарушить её итикаф и вступить с ней в половой акт.

 

Мужчине, совершающему итикаф, разрешается есть, пить, спать и даже покупать или продавать в мечети, если товар на продажу не вносят внутрь мечети, поскольку это является неугодным. Иначе говоря, для исполняющего итикаф не является неугодным совершать куплю или продажу в мечети, если эта сделка направлена на то, что требуется ему или его иждивенцам, и если товар не вносят внутрь мечети.

 

Впрочем, неугодно совершать сделку в мечети, если это лишь ради обычного бизнеса, даже если товар не вносят в мечеть. Неугодно говорить что-то иное, помимо хорошего. Неугодно хранить молчание, если человек убеждён, что молчание само по себе является богослужением, поскольку такое убеждение запрещено, в отличие от молчания с целью уберечь свою речь без убеждённости, что это богослужение, – в таком случае это неугодным не является.

 

Нельзя (харам) вступать в половой акт и заниматься какими бы то ни было интимными ласками. Более того, итикаф нарушается половым актом, а также эякуляцией вследствие ласк. Итикаф не нарушается эякуляцией, вызванной мыслями или взглядами. Если человек даёт обет на совершение итикафа на определённое количество дней, он должен оставаться в своём итикафе и в течение сопутствующих ночей.

 

Аналогичным образом, обет на ночи включает и сопутствующие им дни. Этот вид итикафа (в любом случае) должен быть исполнен в дни и ночи, которые следуют подряд, а не отдельно, даже если человек не указывал явно непрерывность в своём обете.

 

Если он даёт обет на два дня, он должен совершить свой итикаф также в течение сопутствующих двух ночей. В этом случае свой итикаф он начинает с магриба. В целом, человек входит в мечеть для итикафа до магриба первой ночи, а покидает её после магриба последнего дня.

 

(«Зейляи, Табьинхакаик», 1:353. «Шурунбулали, Маракиль Фалях», Тахтави. Хашия, «Маракиль Фалях», 1:698. «Хаскафи. Дуррмухтар, Ибн Абидин. Раддмухтар», 2:440. «Мараки Саадат», 1:117)