22 Мая
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи) от 15.05.2018

1. Расскажите, пожалуйста, про намерение в месяц Рамадан. 2. Можно ли называть мечети чьими-то именами? 3. Можно ли мусульманину пойти на похороны немусульманина? 4. Для кого обязателен пост месяца Рамадан? 5. Для каких постов надо определять намерение? 6. Некоторые мусульмане работают водителями такси. Бывает, что им приходится возить пассажиров в запретные места (ночные клубы и т. д.). Дозволена ли такая работа? И есть ли разница, когда они знают, что везут их в запретные места, и когда не знают? 7. Можно ли делать омовение там, где вода стекает в канализацию? И как быть в таком случае тем, кто живёт в городе? 8. Обязан ли поститься тот, кто выпил спиртное ночью, но днём запах ещё остался?

1. Расскажите, пожалуйста, про намерение в месяц Рамадан.

Необходимо мысленно сделать намерение соблюдать пост во имя Всевышнего Аллаха, одновременно желательно (суннат) произнести его языком. Время – с ночи до полудня. Намерение на пост месяца Рамадан считается простым: не надо определять, фарз, ваджиб это или сунна, уточнять, что совершается он в месяц Рамадан. И так же считается намерение для фарз-уразы, если человек сделал намерение для соблюдения поста-сунны. По мазхабу имама Малика, намерение можно произнести за весь месяц в его начале. 

 

2. Можно ли называть мечети чьими-то именами? 

Шариат не запрещает делать этого. Мечеть обычно называют именем того человека, который её построил, или для того, чтобы её можно было отличить от других мечетей. Смысл называть мечети именами заключается в том, чтобы сохранить в памяти людей имена великих шейхов, валиев, алимов и т. д. Нельзя неправильно толковать смысл аята. Истинный смысл аята таков: «Поистине, мечети  – это дома Аллаха ﷻ, и в них поклоняются лишь Всевышнему».

 

На этот счёт в тафсире «Рух уль-баян» даётся пояснение: «Этот аят не отрицает возможности называть мечети чьими-то именами». Можно иногда увидеть надпись, что мечеть построил такой-то человек. Так можно написать, но всё зависит от намерения пишущего: если он сделал это для собственного возвеличивания, то так делать нельзя. Такое действие портит воздаяние за добрые деяния.

 

Ведь в хадисе сказано: «Все деяния расцениваются по намерениям». Но если имя пишут для того, чтобы можно было отличить эту мечеть или чтобы и у других состоятельных людей возникло желание построить мечеть, без какой-либо доли эгоизма, то это дозволено.


 

3. Можно ли мусульманину пойти на похороны немусульманина?

Не запрещается идти на похороны немусульманина, однако во время похоронной процессии надо находиться немного вдали. Не дозволено также заходить в церковь или другие места поклонения немусульман. («Маракиль фалях»; «Хашияту ибн Абидин»)
 

 

4. Для кого обязателен пост месяца Рамадан?

Каждый совершеннолетний мусульманин – в здравом уме, физически здоровый и находящийся в чистоте (исключение для женщин – дни цикла и послеродовых выделений) – обязан соблюдать пост в месяц Рамадан.
 

 

5. Для каких постов надо определять намерение?

Посты, в которых условием является конкретизация намерения:

1. Возмещение пропущенных дней месяца Рамадан.

2. Возмещение поста из сунны, который был прекращён до того момента, когда наступил ифтар.

3. Пост-искупление.

4. Обещанный пост, не прикреплённый к дате. Данный обет бывает двух видов: имеющий условие и не имеющий. Первый вид – это когда, к примеру, человек скажет: «О Аллах ﷻ, обещаю Тебе поститься три дня, если Ты излечишь такого-то»; второй вид – когда, к примеру, человек говорит: «О Аллах ﷻ, обещаю Тебе поститься три дня». В обоих случаях не говорится о какой-либо конкретной дате, то есть, к примеру, «буду поститься с 10 по 20 мая», и т. д.

6. Некоторые мусульмане работают водителями такси. Бывает, что им приходится возить пассажиров в запретные места (ночные клубы и т. д.). Дозволена ли такая работа? И есть ли разница, когда они знают, что везут их в запретные места, и когда не знают?

Согласно мнению имама Абу Ханифы, если человек устроился на работу, то рассматривается именно работа. В данном случае это перевозка людей. Перевозка сама по себе не является грехом и причиной, обязательно приводящей к греху, так как возить людей можно и в хорошие места. Поэтому данная работа дозволена.

 

Грех же будет на том, кто его совершает, при этом по своему выбору. Тем не менее, надо мягко объяснить греховность такого поступка. Если же явно видите, что от наставления человек будет только ещё больше упорствовать в этом грехе, то порицайте этот поступок хотя бы сердцем. Согласно же мнению учеников Абу Ханифы – Абу Юсуфа и Мухаммада, если человек знает, что везёт кого-то в запретное место, делать это не дозволено.

 

Учитывая сказанное, будет лучше найти работу, по поводу дозволенности которой нет разногласий. Если же такой возможности нет, можно продолжать работать в такси и стараться искать способы возить только тех людей, которые не направляются в греховные места.


 

7. Можно ли делать омовение там, где вода стекает в канализацию? И как быть в таком случае тем, кто живёт в городе?

Вода, которой сделали обязательное омовение, является использованной (мустамал), то есть она не пригодна для повторного омовения. Поэтому нет причины для запрета на её попадание в грязное место. Таким образом, тем, у кого в домах имеется канализация, можно делать омовение без каких-либо сомнений.
 

 

8. Обязан ли поститься тот, кто выпил спиртное ночью, но днём запах ещё остался?
 

Если человек находится в разумном состоянии, то есть разум трезвый, он обязан поститься.