22 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Кавказская ссылка Бестужева-Марлинского

«Дайте Кавказу мир, и не ищите земного Рая на Евфрате» Спектакль, показанный в эти дни на большой сцене Республиканского русского драматического театра им. М. Горького в Махачкале, не является премьерным. Но смотрится по-другому с появлением нового актёра в роли Бестужева-Марлинского.

Спектакль «Бестужев-Марлинский» – о реальной исторической личности, последние дни жизни которой связаны с Дагестаном.

Александр Бестужев-МарлинскийАлександр Александрович Бестужев оказался в наших краях не по своей воле, а из-за политических убеждений. Но именно последние дни в ссылке в Дербенте являются самыми яркими в его биографии. Здесь он встретил свою любовь и написал самые сильные литературные произведения, напечатанные в российских журналах под псевдонимом Марлинский.

Факты истории: 14 декабря 1825 года адъютант Бестужев вывел батальон Московского полка на Сенатскую площадь для участия в восстании, которое организовало тайное общество, объединившее многих российских дворян. После того как восстание подавили, арестованного Бестужева отправили в Якутск, а спустя время, по прошению на имя царя дипломата и писателя Александра Грибоедова, ссылку заменили службой солдатом на Кавказе.

Именно этот период жизни Бестужева лёг в основу сценария для спектакля, поставленного режиссёром Республиканского русского драматического театра им. М. Горького Скандарбеком Тулпаровым.

Спектакль поставлен по драме Шапи Казиева, он также включает отрывки из писем Александра Александровича и эпизоды из его книги «Аммалат-Бек».

Первой из написанных в Дербенте повестей стало «Испытание», напечатанное без указания имени автора в журнале «Сыны Отечества» в 1830 году. Популярность принесли «Страшное гадание», упомянутый выше «Аммалат-Бек», «Фрегат “Надежда”» и «Мулла-Нур». Он, как и многие великие русские писатели, подпал под обаяние суровой кавказской природы и, конечно, горцев. Эпизоды встречи с ними реконструированы в спектакле.

Скандарбек Тулпаров:
– Образ декабриста Бестужева не очень известен в самой России, хотя его произведения оказали влияние на Пушкина и Лермонтова и многих других. Мы сделали попытку языком театра представить зрителю забытую личность, колоссальную по влиянию в литературе своего времени. И главное, что потрясающе, – эта история напрямую связана с нашим родным Дагестаном.

Я долго искал актёра на роль Бестужева. Всё время чего-то недоставало. Потом понял – выправки. Ведь это был человек, получивший военное образование, – элита российского общества. Он не может передвигаться по сцене абы как, хотя Бестужев и был разжалован в солдаты. И я нашёл такого актёра в Москве. Он появился, и вся труппа заработала по-другому. Актёры репетировали иногда до 12 ночи, забывая, что надо идти домой. Всё встало на свои места.

Артур Мартиросов, как он выразился, проходил «службу» в Центральном академическом театре Российской Армии, а сейчас работает в Московском драматическом театре на Перовской и прилетает в Махачкалу на репетиции и выступления. И это закономерность для театрального мира. Востребованный актёр часто играет спектакли в разных городах.

Артур Мартиросов:
– В этой роли очень много драматического, но погружение в трагическое время и обстоятельства происходящего с Бестужевым на Кавказе открыли для меня не душевные качества героя, а его письма. Ведь это настоящие литературные шедевры! Сейчас так никто не пишет.

Отрывки из писем действительно звучат в спектакле, и их стоит послушать в исполнении Артура. Актриса Диана Мигадова, которая играет в спектакле Оленьку, заметила в антракте спектакля:

– Нам предстояло погрузиться в другую эпоху, научиться говорить языком того времени. Одежда, манера поведения, вздохи, взгляды, шляпки по фасону, платья... Интересная работа. А главное – как относились друг к другу люди.

Но в основе спектакля должна была лежать какая-то идея, которую зритель должен унести с собой из зала.

Скандарбек Тулпаров:
– Если бы даже не было его произведений, а остались его письма и дневники, то по ним стоило бы ставить спектакль. Как вы видели, мы сделали ставку на философскую мысль Бестужева «Дайте Кавказу мир, и не ищите земного Рая на Евфрате», которая и сегодня звучит так же актуально, как и в начале XIX века.

Спектакль занял достойное место в афише Республиканского русского драматического театра и ждёт своих новых зрителей.

МАРАТ ГАДЖИЕВ