27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Бача-бази

Неисламская традиция мусульман Не так давно была опубликована моя статья о бача-пош – девочках, переодетых в мальчиков. Эта статья, наоборот, о мальчиках, переодетых в девушек. Распространённость этого обычая была очень велика. Ещё в XIX веке о нём упоминают исследователи Средней Азии, Афганистана, Британской Индии. Впрочем, в современных странах Южной Азии: Пакистане, Индии и Бангладеш – они приобрели совсем иную окраску и трансформировались в хиджра («третий пол»). В Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане они были вытеснены и в итоге исчезли под действием советской власти примерно в 30-х годах прошлого века. А вот в современном Афганистане сохранились до сих пор.

Далеко не всегда местные традиции и обычаи легко сдавались законам Ислама. Однако, следуя им, даже богатые мужчины не могли более позволить себе танцовщиц-девушек. Так и возникла традиция бача-бази – миловидного юноши 11–19 лет, одетого девушкой и исполняющего женские варианты танцев и песен.

 

Несмотря на то, что в части информационных источников упоминается о том, что бача-бази также находились в сексуальном рабстве у своих хозяев, это реально было очень и очень редко, в случаях душевных болезней или психических расстройств «хозяев». Исламская мораль всех стран, где было распространено явление бача-бази, такие связи однозначно осуждала и запрещала.

 

В определённой степени бача-бази можно сравнить с японскими гейшами, основной функцией которых было развлечение гостей музыкой, танцами и беседой. Практика бача-бази возникла в IX–X веках н. э. Она была весьма распространённой в регионе вплоть до Первой мировой войны.

 

Однако позиция европейских держав, которые контролировали различные участки Азии, была одинакова: данной традиции не должно быть. В этом были солидарны между собой Великобритания, Франция и Российская империя. Постепенно европеизировавшееся высшее общество азиатских стран старалось избавиться от данной культурной традиции, потянув за собой и остальное общество.

 

Немало способствовали избавлению от этого явления и религиозно образованные люди. Так, в Узбекистане в 1872 году, во время эпидемии холеры, в Бухаре и Самарканде местные имамы объединили усилия и объявили причиной холеры крайне распространившуюся практику бача-бази, в связи с чем обратились к российским властям о её прямом запрете.

 

Бача-бази обычно начинал свою работу в 10–11 лет, когда рост мальчика был уже довольно высоким, но голос ещё не ломался и половые признаки отчётливо не проявлялись. Обычно отдавать своих детей в бача-бази приходилось небогатым семьям, которые не могли иначе заработать на своё содержание. Нередко поставщиками бача-бази становились бывшие бача-бази, которые обрели свободу и специальность, женились и завели семью, которые сами в этом обычае не видели ничего плохого и отдавали своих сыновей.

 

Таким образом, в некоторых семьях это было вполне традиционным заработком. Подросток фактически выкупался своим хозяином за конкретную сумму и расставался с семьёй на несколько лет. В доме хозяина его обучали носить женскую одежду, танцевать, музицировать, петь. Когда мальчик взрослел, то его хозяин, зачастую вполне добровольно, возвращал ему свободу, кроме того, помогал обрести профессию, выплачивал солидную денежную сумму или устраивал работать на весьма престижную должность.

 

Как уже упоминалось, в современном мире в чистом неизменённом виде бача-бази сохранились только в Афганистане. Причём вполне возможно, что они бы постепенно исчезли сами собой. Однако вмешался «Талибан». Точнее говоря, сами талибы категорически запрещали и бача-бази, и музыку с танцами. И при них эта традиция начала вымирать ещё активнее, чем прежде.

 

А вот после ухода «Талибана» эта традиция была признана полезной для светского афганского общества. В настоящее время количество бача-бази в Афганистане растёт, и местные правозащитные организации не могут с этим бороться. В стране слишком большое количество семей живёт за чертой бедности и нищеты, они вынуждены зарабатывать кто как может.

 

В конце нулевых афганский журналист Наджибулла Курайши снял документальный фильм The Dancing Boys of Afghanistan («Танцующие мальчики Афганистана»), показанный в Великобритании и США в 2010 году. Революционная ассоциация женщин Афганистана выпустила официальное заявление, осуждающее практику бача-бази, однако это ни на что не повлияло.

 

Министерство обороны США наняло социолога и военного исследователя Анну-Марию Кардиналли для исследования явления бача-бази, однако она, помимо прочего, выяснила, что услугами бача-бази пользуются и сами американские военные, и их подрядчики, причём посольство США и его представители проконтролировать эти случаи не в состоянии.

 

Собственно говоря, не способны они проконтролировать и полную ситуацию с бача-бази на территории Афганистана. Надо думать, что традиции, подобные бача-пош и бача-бази, так и будут существовать в странах с нестабильной обстановкой, в которых многие семьи имеют крайне скудный доход и не имеют возможности для получения образования своими детьми в условиях военной оккупации и общего падения уровня жизни.

 

В первую очередь необходима стабилизация ситуации в самой стране, повышение её экономического уровня и уровня образования населения (как светского, так и исламского). Пока же бачабази продолжат своё существование, и хорошо, если это будет, как и прежде, выражаться только в песнях и танцах, а не в гомосексуальном насилии, жертвы которого до сих пор бегут из Афганистана в соседний Пакистан. 

 

ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН