Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с джамаатом в мечети, хотя допустимо её совершение и в одиночку. Витр-намаз в этом месяце выполняется с джамаатом после таравих-намазов. В витрнамазе имам во всех трёх ракаатах Коран читает громко. Если человек вошёл в мечеть в то время, когда имам совершал таравихнамаз, то он должен вначале совершить ночной намаз и два ракаата сунны, затем присоединиться к джамаату.
Пропущенные ракааты таравих-намазов восполняются в перерыве между каждыми четырьмя ракаатами или после витр-намаза. Задерживать присоединение к молитве до перехода имама в поясной поклон является совершенно неугодным действием, если причиной тому – лень, а не действительное оправдание в виде, например, старости или слабости.
Неугодно также совершение таравиха, если человека одолевает сон. В этом случае ему нужно привести себя в бодрое состояние. Следует (в идеале) отдыхать после каждых четырёх ракаатов примерно в течение их длительности (то есть времени, которое заняло исполнение этих четырёх ракаатов).
Для мужчин является общинной (кифая) сунной совершение таравиха в коллективе, а также прочтение всего Корана (однократно в этих молитвах в течение данного месяца). Иначе говоря, если некоторые члены общины совершают эти молитвы коллективно в мечети, вся община будет считаться исполнившей сунну. В этом случае, если какой-то человек из общины исполнит эти молитвы дома, он тем самым упустит благое дело.
Даже если он совершил их дома в коллективе, он тем самым упустил благость этого поступка в мечети. Если же никто не совершает эти молитвы коллективно в мечети, то вся община будет считаться бросившей эту выделенную сунну, притом что неисполнение её представляет собой серьёзную вину, а в случае упорства в неисполнении – грех.
Резюмируя, можно сказать, что каждому мусульманину следует стремиться сделать всё возможное, чтобы исполнить эти молитвы коллективно в мечети, из-за огромной награды за это, особенно учитывая тот факт, что в священный месяц Рамазан награда многократно приумножается. Но если длинное чтение слишком утомительно для коллектива, то имаму следует уменьшить это бремя, читая короткие суры, такие как «Кяусар» и «Куль хуваллаху ахад…».
Основой данного правила является то, что больший коллектив молящихся приносит большую благость, чем более длинное чтение. Кроме того, если молитвы окажутся тягостными для коллектива, в последнем сидении после ташаххуда имам может ограничиться «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадив-ва ‘аля али Мухаммад».
Но он не должен читать Коран чересчур быстро, и ему не следует пропускать сунны открывающей мольбы (саны), обращения за защитой (тааввуза), упоминания имени Аллаха ﷻ (басмали), трёх тасбихов при поясных и земных поклонах, отдыха между четырёхракаатными таравих-намазами. Не должен он и пропускать необходимую (ваджиб) неподвижность в течение хотя бы момента (субханаллах) в каждой позе молитвы.
В риваяте от Али-асхаба رضي الله عنه говорится: «Люди спрашивали у Пророка Мухаммада ﷺ о ценности этого намаза в месяц Рамазан, и Пророк ﷺ ответил:
«В первую ночь кто совершит таравих-намаз, тот встанет как новорождённый ребёнок, очистившись от совершённых им грехов.
Во вторую ночь Аллах ﷻ простит его и его родителей, если они были верующие мусульмане.
В третью ночь ангелы кричат под Аршем: «Улучшай свои действия! Ведь Всевышний Аллах простил твои прошедшие грехи!»
В 4-ю ночь ему будет такая награда, как тем, кто прочтёт Таврат, Инжиль, Забур и Коран. А за 5-ю ночь ему пишется такая же награда, как за совершённые намазы в мечетях Байт уль-Харам в Мекке, мечети Пророка ﷺ в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.
В 6-ю ночь награда ему пишется как за то, что он сделал таваф (обход) вокруг Байт уль-Мамура, и за него просят прощения у Всевышнего даже камни на земле.
В 7-ю ночь награда ему пишется как за то, что он помогал Пророку Мусе عليه السلام против Фараона и Хамана.
В 8-ю ночь Аллах ﷻ даёт ему награду, которая была дана Пророку Ибрахиму ﷺ.
В 9-ю ночь ему пишется награда за ибадат (богослужение) как за ибадат Пророка Мухаммада ﷺ.
В 10-ю ночь Всевышний Аллах даёт ему благо на этом свете и в ахирате.
В 11-ю ночь он покинет этот мир как безгрешный ребёнок.
В 12-ю ночь в Судный день его лицо будет освещено нуром, как освещена луна в ночь полнолуния.
В 13-ю ночь он будет уверен в том, что он будет спасён от трудностей этого мира.
За таравих-намаз в 14-ю ночь при допросе в Судный день придут к нему ангелы и скажут: «Он действительно совершал таравих-намаз и будет освобождён от допроса».
В 15-ю ночь если человек сделает таравих-намаз, то ему читают салават ангелы небес и ангелы, поддерживающие Арш и Курс.
В 16-ю ночь Всевышний освободит его от огня и он свободно войдёт в Рай.
За 17-ю ночь пишется ему награда всех пророков.
В 18-ю ночь ангелы кричат ему: «О раб Аллаха ﷻ, действительно Аллах ﷻ доволен тобой и твоими родителями!»
За 19-ю ночь ему будет самая высокая ступень в Раю – Фирдаус.
За 20-ю ночь ему будет награда как людям, павшим на пути Аллаха ﷻ, и праведным людям.
За 21-ю ночь Аллах ﷻ строит ему дом в Раю из нура.
За 22-ю ночь он будет освобождён от печали и горя в Судный день.
За 23-ю ночь Аллах ﷻ строит ему город в Раю.
За 24-ю ночь Аллах ﷻ ответит на его дуа и мольбы.
За 25-ю ночь Аллах ﷻ освобождает его от наказания могилы.
За 26-ю ночь Аллах ﷻ увеличивает его даража (степень), уровень как за ибадат, совершённый в течение 40 лет.
За 27-ю ночь в Судный день он пройдёт мост Сират как молния.
За 28-ю ночь Аллах ﷻ увеличит его степень на 1000 ступеней в Раю.
За 29-ю ночь ему пишется награда как за принятые 1000 хаджей.
А в 30-ю ночь Всевышний Аллах говорит: “О Мой раб! Кушай из плодов Рая, и купайся в воде Сальсабиль, и пей из родника Кавсар. Я твой Господь, а ты Мой раб”».
Передают со слов Абу Хурайры رضي الله عنه , что Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто во время месяца Рамазан молится по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха ﷻ, простятся его прежние грехи». В хадисе сказано: «Когда наступает первая ночь месяца Рамазан, то Арш, Курс, ангелы и другие ликуют и говорят: «Большое счастье для общины Мухаммада ﷺ . Ведь Аллах ﷻ дал им большую награду и оказал им честь, одарив их величайшей милостью – месяцем Рамазан.
Ведь в этот месяц солнце, луна, звёзды, птицы в небе, рыбы в море и все прочие живые существа на земле, кроме проклятого шайтана, днём и ночью просят прощения у Аллаха ﷻ за грехи общины Пророка Мухаммада ﷺ. Не оставляет Аллах ﷻ их просьбы без ответа, и прощает Он всех, кто следует путём истины и уважает священный месяц Рамазан».
Чтобы получить баракат, благо и милость от Аллаха ﷻ, надо уважать месяц Рамазан, читать Коран, восполнять пропущенные намазы, побольше восхвалять и возвеличивать Аллаха ﷻ. Кроме того, необходимо стараться в совершенстве соблюдать пост, по способности исполнять возложенные обязанности и уберегать части тела от харама, проявляя тем самым уважение к месяцу Рамазан. Помня о том, что за таравихнамазы, совершённые ночью, вознаграждение увеличивается многократно.
(«Хаскафи». «Дурр мухтар», «Ибн Абидин». «Радд мухтар», 2:43. «Мараки Саадат», стр. 89).
МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ