28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Воспитание детей

Однажды к выдающемуся учёному аль-Газали пришла женщина с двухлетним ребёнком – за советом, как его воспитывать. Учёный сказал ей, что она опоздала на два года – воспитание начинается в утробе матери. Однажды к выдающемуся учёному аль-Газали пришла женщина с двухлетним ребёнком – за советом, как его воспитывать. Учёный сказал ей, что она опоздала на два года – воспитание начинается в утробе матери.

Мужчина при выборе невесты в первую очередь должен смотреть на воспитанность и религиозность девушки, которая должна стать матерью его детей, ибо от этого зависит их дальнейший жизненный путь. Женщине во время беременности желательно читать дуа (молитвы), аяты Корана, а также благословение на Пророка ﷺ. После появления малыша на этот свет прежде всего желательно ему в ухо прочитать азан, чтобы первым, что он услышит после рождения, был призыв к намазу.

 

В Исламе этому уделяется большое внимание – для защиты от проклятого сатаны. Потому что, когда ребёнок рождается, шайтан дотрагивается до него, отчего он начинает плакать. Следующим суннатом по случаю рождения ребёнка является ат-тахник. Он заключается в протирании слева и справа дёсен младенца мякотью спелого финика. Если нет фиников, можно использовать мёд, конфеты, сахар...

 

Об этом свидетельствует хадис, который передал Абу Муса عليه السلام: «Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку ﷺ. Посланник Аллаха ﷻ назвал его Ибрахимом и протёр его дёсны мякотью финика». Возможно, смысл ат-тахника состоит в том, чтобы дать почувствовать новорождённому в этой жизни первой не горечь, а сладость – сладость жизни и веры. Доверить совершить этот ритуал, как и другие, лучше человеку богобоязненному, честному, доброму. Тогда больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребёнка.

 

Следует уважительно обойтись с плацентой и пуповиной, поскольку это части человеческого тела. Их желательно закопать должным образом, как и другие части тела, например волосы и ногти, а выбрасывать в качестве мусора или сжигать – неприемлемо. Далее, на седьмой день, желательно резать акику – то есть заколоть барана: одного за девочку и двух – за мальчика.

 

Кости заколотого барана не рекомендуется рубить, следует отделить их по суставам. Надо пригласить родственников и друзей и устроить маленький пир в честь новорождённого. В этот же день рекомендуется делать обрезание. Но важно понять, что это именно мусульманское обрезание, а не отрезание и не эксцизия и тем более не фараоново обрезание, что является запретным в Исламе.

 

После нарекают новорождённого красивым именем и сбривают ему волосы. В развитии ребёнка до двух лет важную роль играет грудное молоко матери, как на это указывается в Коране. В наше время мы активно применяем памперсы, что не очень хорошо, потому что в них собираются нечистоты (наджаса), а мы знаем: туда, где есть наджаса, ангелы не приходят.

 

Наоборот, там собираются джинны и шайтаны. Систематически следует читать в ухо новорождённому суры «аль-Фаляк», «АнНас», аят «Аль-Курси», особенно перед сном, остерегаясь домовых (амир), или дать слушать ребёнку. Начиная с четырёх лет дети бывают очень любопытными, и важно отвечать на их вопросы. Если не знаете, то скажите: «Я отвечу, но чуть позже». Затем спросите у кого-нибудь или поищите ответ в Интернете, в книге, главное – чтобы вопрос был раскрыт.

 

В этом возрасте ребёнка можно учить основным сурам, таким как «Аль-Фаляк», «Ан-Нас», «аль-Ихляс», «Аль-Фатиха», «Ат-Тахияту», аяту «Аль-Курси». Обязательно надо поощрять за выученное зада
ние, хвалить, рассказывать другим о его успехах, чтобы у него сохранялось желание учить и хорошие ассоциации.

 

В пять лет уже можно регулярно читать познавательные книги, хорошо это делать перед сном. Таковой является, например, двухтомная «История пророков». Её автор – учёный-богослов Саид-афанди. Или «Мусульманские сказки», тоже в двух томах. Мальчикам желательно рассказывать про храбрецов и мужественных предводителей, таких как имам Шамиль, Салахудин Аюби, Эртугрул. 

 

Один из больших учёных нашего времени Рамазан аль-Бути рассказывал, что отец брал его с собой начиная с двух лет – куда бы ни шёл. Это не означает, что мальчик должен быть в разлуке с матерью. Это для того, чтобы он больше времени проводил с отцом, таким образом перенимая мужское поведение. Матери обычно слишком мягко относятся к сыновьям, что в дальнейшем может помешать в жизни. Конечно, бывает, что и мать может воспитать сына очень храбрым, но – редко.

 

 Матери должны следить, чтобы дети принимали пищу, находясь в омовении. Это влияет на их воспитанность и образованность. Когда спросили учёного аль-Газали, знавшего наизусть более ста тысяч хадисов, как он достиг такого уровня, он рассказал: «Нас было двое – Ахмад и я (Мухаммад).

 

Мама умерла, когда мы были маленькими. Отец умер чуть позже. Нас доверили тёте, и она никогда не давала нам начинать есть без повторного омовения, то есть мы, имея омовение, совершали его ещё раз. И каждую пятницу тётя водила нас на родник – считалось, что он благодатный, – и купала нас водой из него».

 

С шести лет уже надо приучать детей закрывать от посторонних людей аврат, то есть то, что для женщины надо обязательно закрывать перед посторонними мужчинами. Конечно, это особенно касается девочек. Но и мальчики не должны оголять аврат (срамные места), кроме как в дозволенных Шариатом случаях.

 

Кто-то может возразить: «Это же ещё ребёнок!» – или не согласиться с мнением, но, как известно, такие несогласия неприемлемы для чистого Ислама. Имам аль-Газали сравнивает ребёнка с сырым деревом: если не согнуть ветви в нужном нам направлении, то когда они вырастут, сделать это будет очень сложно. «Дерево – сырое гни, детей воспитывай – с детства», – говорит народная мудрость. Если получится привить ребёнку эти привычки, то в дальнейшем он сам будет следовать им. 

 

 АХМАД ЗАХРАТУЛАЕВ
 

Комментарии (1)

  • 28.06.2018
    Ассаламу алейкум! Хотел уточнить про "Кости заколотого барана не рекомендуется рубить, следует отделить их по суставам". Просто когда я столкнулся с этим вопросом, мне сказали, что такого нет в шариате. Можете дать на этот вопрос более точное разъяснение?