19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Хасан аль-Басри (21–110 / 642–728)

Во времена сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ в Медину прибыл человек, пленённый во время одного из сражений между мусульманами и персами. Он попал к Зайду бин Сабиту , известному сподвижнику и секретарю Посланника Аллаха ﷺ, который записывал Коран. Вскоре пленник принял Ислам и женился на служанке одной из жён Посланника Аллаха ﷺ и матери правоверных Умм Салямы, Хайре. Этот союз оказался благословенным, так как в 642 году (21 год по хиджре) у них на свет появился мальчик, которого нарекли, как и внука Пророка ﷺ, благородным мусульманским именем Хасан. После избрания халифом Хасан аль-Басри написал Умару ибн Абдульазизу: «Поистине, мир этот – временное пристанище, а не постоянное место пребывания, и поистине Адам عليه السلام был низвергнут в него в наказание.

Имя это – Хасан – было дано мальчику самой женой Пророка Мухаммада ﷺ Умму Салямой, да будет доволен ею Аллах ﷻ. Хасан рос в доме, глубоко пронизанном пророческим духом, материально бедном, но богатом духовно. Благородство здесь было не просто словом, а единственно возможным образом жизни. Воспитываясь в таком доме, Хасан ещё с самого раннего детства получил огромную благодать и познания в Исламе.

 

Ещё ребёнком Умм Саляма брала его у матери и приводила к известным сподвижникам Пророка Мухаммада ﷺ, которые делали ему дуа. Всевышний щедро вознаградил маленького Хасана, ему посчастливилось родиться во время правления второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба رضي الله عنه, совершить джума-намазы за третьим праведным халифом Усманом ибн Аффаном رضي الله عنه, стать учеником четвёртого праведного халифа Али ибн Абуталиба رضي الله عنه и вырасти в доме, где совсем ещё недавно жил сам Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ.

 

Учителями маленького Хасана были такие известные асхабы, как Усман ибн Аффан رضي الله عنه, Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه, Абу Муса аль-Ашари, Абдулла бин Умар, Абдулла ибн Аббас, Малик ибн Анас и многие, многие другие. Если сподвижники видели Хасана, то сразу же приглашали его в их собрание. Ближе всех к сердцу Хасана аль-Басри был четвёртый праведный халиф Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه.

 

От него юноша перенял такие благородные качества характера, как богобоязненность, стойкость в религии, усердие в поклонении и безразличие к мирским благам. Блистательная ясность изложения мысли, огромная мудрость в его проповедях пронизывали до глубины души. Достигнув 16-летнего возраста, в 37-м году хиджры Хасан аль-Басри переехал в Иракский город Басру, по названию которой и вошёл в историю Хасан Басрийский, т.е. Хасан аль-Басри.

 

В то время, когда Хасан переселился в город Басру, она была одной из величайших цитаделей знания исламского государства. Её великолепная мечеть была буквально наводнена великими сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ и их современниками, славными табиинами. Научные кружки самого различного характера заполняли двор мечети и её молитвенный зал. Постоянным участником этих благодатных собраний в мечетях был и молодой Хасан аль-Басри.

 

Здесь он постигал науки фикха, арабского языка и литературы, а толкование Корана, хадисы Пророка Мухаммада ﷺ и правила правильного чтения Корана он изучал у самого Абдуллы ибн Аббаса – величайшего учёного мусульманской общины. За относительно небольшой период Хасан аль-Басри усвоил множество наук и стал признанным учёным даже среди сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ. Уже в 32 года он преподавал и выносил фетвы – решения Ислама касательно того или иного вопроса.

 

Знаменитый основатель собственного мазхаба имам Малик часто в ответ на разные вопросы людей даже говорил: «Идите и спросите у Хасана», т.е. Хасана аль-Басри. Люди, посещавшие его собрания, частенько признавались, что подобных собраний в своей жизни они более не могли найти. Хасан аль-Басри постоянно давал уроки всем желающим, вокруг него собиралось множество людей, стремящихся познать Ислам. Мечеть Басры была заполнена многочисленными учениками, приехавшими в город ради обучения у великого праведника.

 

Знаменитый имам аль-Газали писал, что речь Хасана аль-Басри была больше всех схожа с речью пророков, а его нрав, манеры, да и вся жизнь были близки к сподвижникам больше, чем у кого бы то ни было. К нему часто обращались для решения религиозных, социальных и политических проблем. На большинство вопросов он с лёгкостью отвечал, а что не знал – не стеснялся говорить «я не знаю».

 

Собравшийся вокруг него кружок, состоявший из учеников, был центром интеллектуальной жизни Басры и всего государства. Люди посещали его собрания, и каждый находил рядом с ним то, чего желало его сердце. Кто-то приходил ради хадисов, и он находил рядом с Хасаном то, что искал; ктото приходил ради толкования Корана и тоже уходил удовлетворённый; кто-то приходил, чтобы научиться у него красноречию, и в этом не было подобных ему; а кто-то приходил ради обретения искренности и знания о состоянии сердец и находил рядом с ним решение своих проблем.

 

Люди, посещавшие его собрания, восхищались глубиной его познаний. Хасан аль-Басри делил знания на два вида: знания, которые бывают лишь на языке, и знания, заключённые в сердце верующего. Именно знания, заключённые в сердце, учёный считал действительно полезными. Учёный прославился не только своими глубокими знаниями. Он, как уже было упомянуто, обладал ещё и умением красиво и доходчиво изъясняться. Речь праведника была ясной и понятной, принизывала слушателей до глубины души. Хасан аль-Басри жил очень скромно.

 

Мирские богатства в его сердце не занимали хоть какогото места, и все полученные деньги он расходовал на пути Ислама. Всё свободное время учёный старался проводить в молитве или чтении Корана, и часто по его щекам текли слёзы… Он отрёкся от мирского, но при этом всё время был с людьми, чтобы учить их Исламу и приносить пользу вере. Он мог бы быть богатым, но всё раздавал бедным. Одежду носил очень простую, но опрятную.

 

Его нрав украшали такие красивые человеческие черты характера, как скромность и стыдливость. Описывая его, некто сказал: «Он был подобен тому, который побывал на Судном дне и, возвратившись оттуда, рассказывал об увиденном». Один из современников говорил, что не видел более богобоязненных людей, чем Хасан аль-Басри и Умар ибн Абдульазиз.

 

Они выглядели так, как будто Ад создан лишь для них. Умар ибн Абдульазиз – учёный-богослов, который являлся одновременно правителем мусульман и тем, кто получил за свои богобоязненность и справедливость прозвание «пятый праведный халиф» после великих сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ Абу Бакра رضي الله عنه, Умара رضي الله عنه, Усмана رضي الله عنه и Али رضي الله عنه. Хасан аль-Басри всячески помогал халифу и делал ему ценные наставления.

 

После избрания халифом Хасан аль-Басри написал Умару ибн Абдульазизу: «Поистине, мир этот – временное пристанище, а не постоянное место пребывания, и поистине Адам عليه السلام был низвергнут в него в наказание. Жизнь Хасана аль-Басри была богата на события. Он принял участие в научной работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими значками, был кадием Басры, а его кормилицей была Умму Саляма, жена Пророка Мухаммада ﷺ, мать правоверных. Он участвовал в сражениях, был очень щедрым и не склонял голову перед власть имущими.

 

Мать правоверных Айша однажды, когда услышала слова его проповеди, сказала: «Кто это? Он разговаривает словами правдивейших!» Один человек пришёл к известному толкователю снов Ибн Сирину и рассказал, что видел во сне, как птица влетела в мечеть и унесла самый лучший из камешков. Ибн Сирин сказал: «Если сон твой правдив, то тогда скоро умрёт Хасан альБасри». Так и произошло…

 

В ночь на пятницу в начале месяца Раджаб в 728 году (110 год хиджры), в возрасте 89 лет Хасан аль-Басри покинул этот мир. После пятничной молитвы в соборной мечети Басры, где прошла значительная часть его жизни, над ним совершили заупокойную молитву, после чего огромная толпа отправилась хоронить его. В этот день единственный раз за всю историю соборной мечети Басры в ней не совершили послеобеденную молитву. Связано это было с тем, что народ был на кладбище и совершить намаз в мечети просто было некому. В этот день город был пуст.

 

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ