25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Как в Крыму счастье «вышивали»

Что это значит и кто этим занимался, нам рассказывает Зенифе Вели, историк, журналист, теолог, начальник отдела организации религиозных мероприятий ЦРО ДУМ Крыма (г. Симферополь).

– Зенифе, в национальном костюме крымских татарок есть такой элемент, как феска, которую покрывают платком или шалью. Но мы в основном воспринимаем фески как мужской головной убор. В чём тут разница?

 

– В Крыму женским головным убором считалась феска цилиндрической или прямой формы (в виде таблетки). В старину такие фески шились из бархата, украшались вышивкой, выполненной в технике «мыклама» (высокое шитьё золотом), обшивались жемчугом, мелкими золотыми монетами, верхняя часть фески украшалась цельным кругом («фес капагы»), выполненным в технике «филигрань».

 

Сбоку феска украшалась плетёной из золотых ниток кисточкой («пускуль»). Поверх фески накидывался тонкий длинный шарф белого цвета («баш марама ») из самотканой кисеи, края которого вышивались в технике «татар-ишлеме» (уникальная двусторонняя вышивка, когда рисунок идентичен с лицевой стороны и изнанки). Распад Крымского ханства повлёк за собой определённый упадок культуры народа. Позже свой тяжёлый урон нанесла и депортация, были почти утеряны навыки не только по вышивке, но и по другим распространённым ранее в Крыму ремёслам. 

 

– Как удалось сохранить самобытную вышивку?

 

– Безусловно, благодаря Исламу. В Исламе существуют определённые правила в одежде, оберегающие целомудренность и чистоту женщины. Эти нормы полностью соблюдены в богато вышитом женском крымско-татарском костюме, который пытались сохранить и в тяжёлые годы. Многие женщины, уезжая в депортацию, брали с собой, как семейные реликвии, марамаq (платки, которыми покрывали волосы), фески, пояса, выполненные в технике «филигрань».

 

Девочек рано обучали вышивке, и в девять лет они начинали вышивать своё приданое. В общей сложности, к свадьбе у невесты набиралось до 400 метров вышитой ткани. Полотенца, платки, шали, чехлы для Корана «Куран калп» – всё это вышивалось вручную и украшалось растительными орнаментами. Идея подобного рукоделия намного глубже, чем просто утилитарная. Девушки задумывались о замужестве как о важной части своей жизни. Они просили Всевышнего Аллаха даровать им достойного супруга и семейное счастье. Все их мечты отражались в вышивке.

 

– То есть девушки «вышивали» своё будущее?

 

– Они закладывали в узор важную для себя информацию. Прочитать её можно, зная символику крымско-татарского орнамента. В Исламе не изображают людей и животных,  поэтому в искусстве у крымских татар-мусульман использовались растительные узоры, аллегория в цветах.

 

Например, цветок миндаля (бадем) символизирует девочку, ещё бутон, который готовится стать розой; роза – символ расцвета сил, жизненных и духовных, символ женщины, матери, как и гранат. Тюльпан – юноша; 
образуя круг вокруг розы, он символизирует защиту и заботу о женщине, матери. Весь орнамент опирается на треугольник, обозначающий землю, основу существования.

 

Чаша – семейный очаг, дом; виноградные гроздья – достаток и т. д. – Зенифе, из каких предметов одежды состоит крымскотатарский женский костюм? – Любой национальный костюм обычно имел два исполнения – праздничный и повседневный. Они различались декором, качеством тканей и пр.

 

Женский крымско-татарский костюм составляют, во- первых, широкая длинная хлопчатобумажная рубашка (кольмек), во-вторых, длинное платье (антер) с широкими рукавами; затем шаровары (шальвары), которые достигали ступней; кафтан (в качестве верхней одежды) из яркой ткани (розовой, малиновой, бордовой, зелёной, синей), сидящий по фигуре, с разрезом во всю длину спереди; специальный нагрудник (кокюслик) с нашитыми золотыми монетами, крепившийся на груди; широкий плисовый пояс (йипли кушак) с большими серебряными или золотыми бляхами, выполненными в технике «филигрань». Бляха по форме напоминала виноградный лист.

 

В дополнение к костюму шли манжеты (эль-капак), украшенные вышивкой и надевавшиеся поверх рукавов на запястьях; фес или феска (общепринятая высота – 6 см – наиболее удобна для ношения под шалью); марамаq (покрывало на голову, использовалось более взрослыми женщинами при чтении Корана или выходе из дому); шербентеq (лёгкий шарф, использовался молоденькими девушками). Все украшения в национальном женском костюме имеют особое значение.

 

– Зенифе, в завершение интервью вернёмся к женской феске. Насколько сегодня она популярна у крымских татарок и почему?

 

– Феска сегодня достаточно популярна, что радует. Это тот предмет одежды, который идеально дополняет не только торжественный, но и повседневный образ. К счастью, сегодня крымскотатарская вышивка активно возрождается. Первой вышивальщицей, которая запустила этот процесс в Крыму, по праву считается Зулейха Бекирова. У нас немало мастериц, вышивающих фески вручную. Этот кропотливый труд занимает до 2–3 недель в зависимости от сложности узора.

 

Однако по объёмности и выразительности такой узор можно легко отличить от машинной вышивки, которая сегодня также популярна. Кроме того, молодые дизайнеры экспериментируют с фесками, украшая их фурнитурой, декоративными элементами, различными принтами и др. Изготавливаются фески и без вышивки, однотонные, для тех, кто выбирает лаконичность. История крымских татар богата, есть в ней и трагические страницы. В периоды испытаний наш народ сохранил свою идентичность, культуру и обычаи, соблюдая каноны Ислама. 


 ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА