26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Можно ли использовать пепсин?

1. Перечислите, пожалуйста, подробнее тех, с кем Шариат запрещает заключать брак (никях). 2. Можно ли использовать пепсин? 3. Для чего льют воду на могилу после захоронения человека? 4. Можно ли девушке, которая приняла Ислам, дома находиться без хиджаба перед родителями и родным братом христианами? 5. Можно ли совершать протирание поверх обычных носков при малом омовении? 6. Нарушается ли пост, если изза болезни приходится применять свечи?

1. Перечислите, пожалуйста, подробнее тех, с кем Шариат запрещает заключать брак (никях).

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат ульМухтадж» (том 7, стр. 298) сказал: «Запрещено жениться: 1) на матерях (т. е. мать, бабушки);

2) на дочерях (т. е. дочь, внучки);

3) на сёстрах;

4) на дочерях братьев;

5) на дочерях сестёр (т. е. племянницы, дочери племянников, дочери племянниц и т. д.);

6) на сёстрах отца (а также на сестре отца отца, на сестре отца матери и т. д.);

7) на сёстрах матери (а также на сестре матери матери, на сестре матери отца и т. д.)». «Перечисленные семь категорий женщин также запрещены по молочному родству. Но есть исключения из этого правила. Например, не запрещено жениться на молочной матери брата или сестры, на молочной матери внуков или внучек, на матери молочной матери детей, на дочери молочной матери детей».

 

«...Также запрещено жениться на бывшей жене родного или молочного сына (того, кого кормила молоком жена), на бывшей жене внука, правнука и далее; на бывшей жене родного или молочного отца (муж молочной матери), дедушки, прадедушки и далее; на родной и молочной матери жены, на родной или молочной бабушке жены и далее... На дочерях жены, на внучках жены; это в том случае, если с женой была половая близость, но если её не было и развёлся, то разрешено жениться на её дочерях и внучках... Запрещено, будучи женатым на одной, брать в жёны её кровную или молочную сестру, тётю».

 

«Мусульманину запрещено жениться на идолопоклоннице, огнепоклоннице, на той, кто поклоняется солнцу, луне или каким-то изображениям. Никому (даже немусульманину) не разрешено жениться на вероотступнице».
 


2. Можно ли использовать пепсин?

Пепсин в чистом виде – это фермент, выделяемый в желудках млекопитающих, который сворачивает молоко для лучшего его усвоения. Его ещё называют сычужным ферментом от слова «сычуг» (сычужок) – засоленный и высушенный желудок ягнёнка или телёнка. Раньше сыр делали именно с применением кусочков засоленных и высушенных сычужков, которые клали в молоко для его сворачивания. Нужно отметить, что в некоторых местах так делают и до сих пор – например, в горных селениях Кавказа.

 

Пепсины бывают: животного происхождения (свиные, телячьи, куриные и прочие); химического; растительного. Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят уль-Мухтадж» (том 1, стр. 245) сказал: «Сычуг – это молоко в кожице в желудке ягнёнка. Сычуг ягнёнка, заколотого по Шариату, является чистым, если он питался только молоком матери или другим молоком... Если же он питался не только молоком, то тогда делается снисхождение относительно сыра, в который добавили сычуг этого ягнёнка, так как в этом есть всеобщая потребность людей».

 

• Из вышесказанного ясно, что пепсин растительного или химического происхождения можно использовать в изготовлении сыра.

• Что касается пепсина животного происхождения, то его можно использовать при изготовлении сыра только: 1) если это мясо животного, которое мож

 


3. Для чего льют воду на могилу после захоронения человека?

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят уль-Мухтадж» (том 3, стр. 35) сказал: «Желательно (суннат) обрызгивать водой могилу после захоронения, так как Пророк ﷺ сделал это на могиле своего сына Ибрахима. В этом есть предзнаменование получения милости Аллаха ﷻ и охлаждения места, где лежит мёртвый в могиле. Также это защищает землю от рассеивания.

 

Предпочтительнее, чтобы вода была чистой и прохладной». Учёный Азраи сказал: «Есть мнение, что нежелательно обрызгивать нечистой (наджаса) водой, по другому мнению – запрещено (харам). Я (ар-Рамли) считаю, что второе мнение более достоверное».

 

«...Также желательно класть на могилу мелкие камни, так как имам аш-Шафии передал, что Пророк ﷺ положил мелкие камни на могилу своего сына Ибрахима». «...Желательно посадить на могиле зелёную ветку, следуя за Пророком ﷺ, а также желательно положить благоухающие цветы и подобные им любые свежие растения. Запрещено всем, кроме того, кто положил, забирать их до высыхания, так как тот, кто положил это, может, ещё не отказался от них и захочет забрать.

 

Если же они высохли, то любой имеет право забрать, так как они уже теряют своё предназначение, которое было в свежем виде: прошение простить грехи мёртвого». Аш-Шабрамульси, комментируя слова ар-Рамли, сказал: «Что касается того, кто посадил ветку и т. д., то ему тоже запрещено забирать (до высыхания), если эта ветка и т. д. из числа вещей, от которых обычно люди отказываются и не забирают, так как она как бы принадлежит мёртвому. Если же он ставил много веток и т. д., в таком количестве, от которого обычно не отказываются, то в этом случае ему не запрещено забирать».
 

 


4. Можно ли девушке, которая приняла Ислам, дома находиться без хиджаба перед родителями и родным братом христианами?

Женщина-мусульманка обязана прикрывать части тела при посторонних мужчинах, даже если это будет юноша, близкий к совершеннолетию, если только эти мужчины не являются махрамами для неё. 
Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари в своей книге «Шарх аль-Манхаж» пишет следующее: «Мужчине разрешено смотреть на женщину-махрама без страсти и влечения, кроме тех частей её тела, что между пупком и коленями.

 

Женщине тоже разрешено смотреть на мужчин-махрамов без страсти и влечения, кроме тех частей его тела, что между пупком и коленями». Великий учёный Сулейман аль-Джамал в своей книге «Хашият аль-Джамал», объясняя смысл слова «махрам», говорит: «Махрам – это близкий родственник (мужчина или женщина) по кровному или молочному родству, или родственник по причине брака (то есть тесть, тёща, падчерица, отчим, мачеха, и т. д.). В книге «Шарх ар-Равза» имам ан-Навави пишет: «Нет разницы в махраме, будь он мусульманин или неверующий». 

 

Заключение: Из вышеприведённого следует, что девушке-мусульманке разрешается находиться дома без хиджаба перед родителями и родными братьями, даже если они немусульмане, при отсутствии посторонних мужчин, не являющихся махрамами.
 

 


5. Можно ли совершать протирание поверх обычных носков при малом омовении?

Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения – вуду. Для совершения этой процедуры существуют условия: носки – ичиги («хуффы», «масх») – должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.

 

Учёный факих имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят уль-Мухтадж», перечисляя условия масху, пишет: «Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность, чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова и т. д.), даже если он будет неподвижен в течение трёх суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (то есть тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток» («Нихаят уль-Мухтадж», том 1, стр. 204).

 

Учёный мазхаба Абу Ханифы аль-Касани в своей книге «Бадаиу ас-Санаи» пишет: «Что касается протирания мокрыми ладонями (масху) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению учёных нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва». Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению учёных, протирание (масху) на них делать нельзя. Абу Ханифа считал недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные.

 

Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно делать масху поверх плотных носков». «Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он делал масху на носки и говорил тем, кто его навещал: ”Я стал совершать то, что запрещал людям”, – и они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что делать масху на плотные носки, не пропускающие воду, можно» («Бадаиассанаи», том 1, стр. 141).

 

Учёный мазхаба имама Малика Абу Абдуллах альУсмани в своей книге «Шифа аль-Алил» сказал: «Разрешено делать масху на носки, подошва и верхняя часть которых из кожи, то есть верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге ”Мудаввана”, не разрешено делать масху, как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу» («Шифа аль-Алил», том 1, стр. 152).

 

Учёный мазхаба имама Ахмада аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-Кина» сказал: «Также разрешается делать масху на плотные носки из шерсти или другого материала, даже если они не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время» («Кашшаф аль-Кина», том 1, стр. 111).


Заключение:

• Не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.

• Можно протирать носки, пусть даже не кожаные, если они плотные настолько, что позволят путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.
 

 


6. Нарушается ли пост, если изза болезни приходится применять свечи?

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят уль-Мухтадж» (том 3, стр. 166) сказал: «Одним из условий действительности поста является остережение проникновения в любую полость тела любой частицы, даже самой малой, например размером с кунжутное семя, даже несъедобной, например камушка». Из вышесказанного ясно, что свечи нарушают пост.