11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Мухаммад Али бин Захир аль-Витри

Познавший Аллаха ﷻ ас-Саййид Мухаммад Али бин Захир альВитри аль-Хусайни аль-Ханафи ан-Накшбанди аль-Кадири ашШазили аль-Мадани, Нуруддин Абу аль-Хасан – выдающийся хадисовед лучезарной Медины в свою эпоху, один из тех учёных, благодаря которым возродилась наука передачи хадисов на Востоке и на Западе.

Родился шейх аль-Витри в Медине в 1261 (1845) году хиджры. Он был альХусайни, то есть потомком нашего господина Хусейна , внука любимого нами Посланника Аллаха ﷺ. Об этом пишет и досточтимый дагестанский шейх Сайфуллах-кади (ум. в 1919 г.). Это был выдающийся учёный-богослов, суфий, литератор, путешественник в поисках знаний и крупный хадисовед лучезарной Медины.

 

Первоначально он приобрёл религиозные знания в Медине, затем поехал в досточтимую Мекку и учился там. Ему было лишь 17 лет, когда его учителяшейхи разрешили ему заниматься преподавательской деятельностью. Далее, в 1285 году хиджры, в поисках знаний он поехал в Египет и Стамбул, а в 1287 году – в Тунис, Алжир и Марокко. В Марокко он поехал повторно в 1297 году. В 1313 году побывал в Бухаре и Самарканде, во время этого путешествия посетил могилу имама аль-Бухари.

 

Его учителями-шейхами, у которых он брал знания и затем передавал их другим, были выдающиеся личности того времени из Мекки, Медины, Египта, Ирака, Йемена, Туниса, Марокко. Как указано в источниках, в мусульманском праве шейх аль-Витри придерживался ханафитской богословско-правовой школы Ислама. Поехав в марокканский город Фес, 1-го числа месяца джумада ас-санийа 1287 года хиджры он получил разрешение – иджазу – шазилийского тариката от шейха Мухаммада Фанджиру.

 

А накшубандийский тарикат он взял у шейха Абдульгани аль-Мадани аль-Фаруки (ум. ок. 1291 г. х.). Следовательно, наш господин аль-Витри также был духовным наставником величественного накшубандийского тариката. Помимо упомянутых двух тарикатов, у него были разрешения и на другие ветви суфизма. Аль-Витри также взял шазилийский тарикат (иджазу) от шейха Хабибурахмана аль-Казими аль-Мадани. У последнего он учился и явным, эзотерическим религиозным наукам.

 

Он обучался и получал иджазы с 1277 по 1311 год хиджры, то есть в течение около 25 лет, что редко встречалось у поздних учёных-богословов. Сам шейх аль-Витри пишет, что по милости Всевышнего и по указанию его шейхов в начале его жизнедеятельности в течение короткого промежутка времени ему были предоставлены возможность изучать книги по хадисам перед популярными авторитетными учёными-богословами и содействие в обучении. На это он потратил свою молодость, после чего приступил к услужению чистой Сунне Посланника Аллаха ﷺ.

 

Качества и нрав шейха

Шейх аль-Витри был худощавого телосложения, с редкой растительностью на лице. Он был кротким, почтенным, солидным, пользующимся доверием других и весьма терпеливым человеком. Его волосы, кроме некоторой части, были чёрными, а борода – редкой. Он отличался благовоспитанностью, был украшен в соответствии с качествами Всевышнего Аллаха.

 

Относительно перенимания качеств Творца дагестанский шейх Хасан-афанди (ум. в 1937 г.) даёт такое разъяснение: «Смысл перенимания качеств Аллаха ﷻ заключается в том, что если, например, мюрид оживит какую-либо из заброшенных, не практикуемых людьми сунн, то его начнут описывать качеством Господа “аль-Мухйи”, что означает “Оживляющий”. А если мюрид проявит усердие в устранении мерзкого нововведения, его будут характеризовать Его качеством “аль-Мумит”, что означает “Умерщвляющий”, и т. д.».

 

Именно таким, украшенным в соответствии с Сунной похвальными качествами, был шейх аль-Витри. Он был достойным учёным-богословом, совершенным шейхом, крупным хадисоведом в мечети Посланника Аллаха ﷺ, взявшим пальму первенства в науке хадиса. «Из своих шейхов аль-Витри отдавал предпочтение шейху Хабибурахману, да так, что мы считали последнего одним из семи мужей», – так пишет шейх Сайфуллах-кади.

 

Семь мужей, о которых идёт речь, это будала – особая категория праведных рабов Всевышнего Аллаха, которые заняты исполнением определённых, специфических для них функций. Когда один из них покидает какое-либо место, он оставляет там свой духовный образ так, что никто не знает, что он пропал. Это и есть смысл слова «бадаль» (замена).

 

Достоинства аль-Витри

Люди стали стекаться к нему с Востока и Запада в поисках знаний и наставления на истинный путь, поколение за поколением учились у него, даже те, кто были в степени его учителей. Когда он в последний раз поехал в Фес в 1297 году хиджры, жители Марокко приняли его радушно, с почтением и возвеличиванием.

 

Даже старшие учёные-богословы устремились к нему за знаниями, иджазой, желая слушать хадисы мусальсаль от него. Это послужило причиной возрождения науки передачи хадисов. Словом, шейх аль-Витри оживил науку хадиса в своё время на Востоке и на Западе. В книге «Тальхис аль-маариф» шейх Хасан-афанди пишет: «Я опять обратился к нему (шейху Сайфуллаху-кади), да будет доволен им Аллах ﷻ, с тем же вопросом (о рабите – духовной связи между шейхом и мюридом), даже задав его несколько раз, в связи с тем, что некоторые люди просят дозволения на установление рабиты, видя, что суфии братства-тариката Накшбандийа прибегают к рабите.

 

Он, да смилуется над ним Аллах ﷻ, ответил следующим образом: “То, что я говорил о сути установления духовных уз (рабита) суфиями братства Шазилийа, – оно одобряемо, и, скорее даже, оно из лучших их методов, и их рабита подобна рабите братства Накшбандийа. Мюрид устанавливает духовные узы или с кутбом и неповторимым гавсом, Абу альХасаном аш-Шазили, да расположит нас Аллах ﷻ под сенью его благодати, или с ас-Саййидом Мухаммадом Али азЗахири аль-Витри аль-Мадани”». Это также указывает на большую степень духовного совершенства альВитри, ибо рабиту в тарикате совершают на шейхов высокого уровня достоинства.

 

Произведения

Перу шейха аль-Витри принадлежат ценные книги, в том числе:

1. «Ат-Тухфат аль-маданиййа фи альмусальсалат аль-витриййа», которая содержит в себе пятьдесят хадисов мусальсаль; она была также издана в Казани с разрешения шейха Зайнуллаха аш-Шарифи в 1906 году, экземпляры хранятся и у некоторых наших учёных.

 

2. «Ма абразатху аль-акдар фи нусрати зави аль-манакиб ва аль-асрар», в которой автор опровергает течение ваххабитов и изобличает их вероубеждение. Это очень полезная книга.

 

3. Послание «аль-Калам ала кавли аль-Газали: лайса фи аль-имкан абда мимма кана», в котором он защищает имама аль-Газали и опровергает тех, кто направляет на него стрелы осуждения. Это ценное произведение, оно было издано в Индии.

 

4. «Аль-Иджаза», которая также издана и по которой он в последние годы давал разрешение другим на обучение религиозным наукам. Следует отметить, что известный российский накшубандийский шейх Зайнуллах бин Хабибуллах аш-Шарифи (ум. в 1917 г.) также получил иджазу на обучение многим наукам и книгам от шейха Мухаммада Али аль-Витри.

 

Шейх Сайфуллах-кади в своём удостоверенииразрешении на обучение религиозным наукам – сабат, полученном от шейха Зайнуллаха аш-Шарифи, пишет: «Этот познавший Аллаха ﷻ (шейх Зайнуллах аш-Шарифи), на которого указали, взял этот сабат от шейха ас-Саййида Али бин Захира аль-Мадани аль-Витри, служителя науки хадиса в мечети Пророка ﷺ   месяца блага сафар 1314 года хиджры  (3 -го числа), да окажет Всевышний ему Свою обширную милость. Амин!»

 

Кончина шейха

Благословенный шейх аль-Витри скончался в лучезарной Медине 29-го числа месяца джумада аль-ула 1322 (1904) года по хиджре и похоронен на кладбище аль-Баки. Одним из духовных преемников шейха Мухаммада Али аль-Витри был и татарский шейх Мухаммад Салих бин Абдульхалик аль-Аджави аль-Кирманхани.

 

Шейх аль-Витри дал ему разрешения накшубандийского и шазилийского тарикатов и не только, когда Мухаммад Салих поехал в Медину. Шейх Мухаммад Салих является 42-м суфийским наставником в цепочке духовной преемственности шазилийского тариката, дошедшего до нас.

 

МУХАММАД ГАДЖИЕВ АЛЬ-ИНЧХИ