26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 15.03.2018

1. Можно ли читать Коран с мусхафа1 за имамом во время намаза, следя за его чтением? 2. Обязательно ли удалять накопившуюся под ногтями грязь во время малого и полного омовений? 3. Как поступить человеку, соблюдающему желательный пост и оказавшемуся за трапезой: продолжать пост или прервать его? Слышал, что от разговения в таких ситуациях пост не нарушается, и человек получает вознаграждение, равное полному дню поста. 4. Каково решение Шариата относительно пользования посудой, из которой ели свинину? 5. Есть ли вознаграждение человеку, который даёт деньги в долг всем, кто просит, и не упрекает за это, не спрашивает, когда те вернут? 6. Является ли желательным приветствовать того, кто совершает омовение, саламом?

1. Можно ли читать Коран с мусхафа1 за имамом во время намаза, следя за его чтением?

В своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хажар альХайтами сказал следующее: «Нежелательно маъмуму2 читать суру в тех намазах, в которых имам читает «аль-Фатиху» вслух, более того, он обязан слушать имама, так как Пророк  в достоверном хадисе запрещает (маъмуму) чтение за имамом, за исключением суры «аль-Фатиха» (в определённых случаях), поэтому нежелательно ему читать суру в такой ситуации.

 

Есть также мнение, что это запрещено (харам), и это мнение уместно, если чтение причиняет неудобство другому. А если тот, кто совершает намаз за имамом, находится от него далеко и не слышит чтения суры, или слышит, но не может различать звуков из-за глухоты, даже находясь рядом с имамом, или же если этот намаз такой, где чтение вслух нежелательно, то ему желательно читать [любую] суру после чтения «аль-Фатихи». [См. «Тухфат аль-Мухтаж», том 2, стр. 64]

 

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Мажму» пишет: «Чтение Корана с мусхафа в намазе не портит молитвы: не имеет значения, знает он Коран наизусть или нет. Он даже обязан читать суру «аль-Фатиха» с него, если не знает этой суры наизусть… и даже если ему иногда приходится перелистывать страницы Корана в намазе, намаз и тогда не портится» [См. «Аль-Мажму», том 4, стр. 95]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 


• Если чтение имамом суры чётко слышно, то маъмум обязан слушать имама. Если вообще не слышно чтения имама или слышно, но невозможно различать звуков (т.е. каждую букву его чтения), желательно читать суру про себя.

• Нежелательно маъмуму, который внятно слышит все произносимые имамом слова суры, читать Коран с мусхафа или наизусть. Но если он всё-таки прочитает суру наизусть или с мусхафа, то его намаз не портится. ________________

¹ Мусхаф – то, на чём непосредственно написан или напечатан священный Коран на арабском языке.

² Маъмум – тот, кто вступил в намаз за имамом.
 


2. Обязательно ли удалять накопившуюся под ногтями грязь во время малого и полного омовений?

При совершении малого или полного омовения одним из обязательных условий является то, что вода должна достичь всех омываемых мест. Если вода из-за скопившейся под ногтями грязи не омоет эти места, омовение будет недействительным.

 

Известный учёный ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» в разделе «Омовение» пишет следующее: «Согласно более аргументированному решению [чтобы малое или полное омовение считались действительными], нет снисхождения относительно наличия чего-либо, что находится под ногтями». [См. «Тухфат аль-Мухтаж», том 1, стр. 247].

 

Имам аш-Ширвани в субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтаж» говорит: «Мой учитель (аль-Бажури) сказал: “Прощается малое количество того, что находится под ногтями, тому, кто не может уберечься от него”. Аль-Бажури также сказал, что в мазхабе имама аш-Шафии есть мнение о снисхождении относительно всего, что находится под ногтями». [См. «Хашия аш-Ширвани», том 1, стр. 247]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• По более аргументированному решению, перед полным и частичным омовениями нужно удалять то, что находится под ногтями, а по менее аргументированному – прощается. Лучше стараться удалять грязь из-под ногтей, прибегая к предосторожности в вопросах, связанных с намазом.
 


3. Как поступить человеку, соблюдающему желательный пост и оказавшемуся за трапезой: продолжать пост или прервать его? Слышал, что от разговения в таких ситуациях пост не нарушается, и человек получает вознаграждение, равное полному дню поста.

В своей книге «Фатх аль-Муин» Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари говорит: «Является желательным тому, кто соблюдает желательный пост, даже если это будет крайне важный желательный (сунна муаккада), отведать пищу из-за повеления открыть пост в такой ситуации с намерением угодить хозяину, учитывая, что хозяину будет тяжело видеть постящегося, даже несмотря на приближение времени разговения».

 

Об этом свидетельствует хадис Пророка ﷺ. Когда Пророк ﷺ со сподвижниками находились в гостях, один из ансаров отошёл от трапезы, сославшись на пост. Пророк ﷺ обратился к нему: «Твой брат по вере утрудил себя, готовя для тебя угощение, а ты говоришь, что постишься. Открой пост и возмести его в другой день» (передал аль-Байхаки).

 

Далее пишется: «Человеку будет воздаяние за ту часть дня, что он постился, и ему желательно возместить этот пост в другой день. В случае если хозяин не будет расстраиваться, видя голодного гостя, то лучше не прерывать, а, наоборот, желательно продолжать пост». «Имам аль-Газали пишет, что такому человеку желательно прервать пост с намерением обрадовать хозяина» [См. «Фатх аль-Муин», том 1, стр. 493]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


• Согласно вышесказанному, постящемуся человеку желательно открыть желательный пост в том случае, если он рискует отказом задеть чувство гостеприимства хозяина. А если хозяин не будет настаивать, то желательно продолжать поститься. • Если в таких случаях человек откроет желательный пост, он нарушается, а вознаграждение постившийся получит за тот промежуток времени, за который постился.

 


4. Каково решение Шариата относительно пользования посудой, из которой ели свинину?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии альКальюби в толковании книги «Канз ар-рагибин» пишет: «Более аргументированным является мнение, что свинья подобна собаке (относительно её нечистоты (наджасы) и очищения). [См. «Канз ар-рагибин», том 1, стр. 84]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


• Если вы точно не знаете или же сомневаетесь в том, что в посуде готовили свинину или ели её из этой посуды, то пользоваться ею разрешается.

• Если вы уверены, что посуда была испачкана свининой, то более аргументированным является мнение, что запрещается пользоваться ею, не проведя процедуры очищения, т.е. не помыв эту посуду семь раз, один из которых с добавлением в воду земли. 

 


5. Есть ли вознаграждение человеку, который даёт деньги в долг всем, кто просит, и не упрекает за это, не спрашивает, когда те вернут?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, Мухаммад ибн ар-Рамли, в своей книге «Нихаятуль Мухтадж», том 4, стр. 221, сказал: «Отдавать что-то взаймы является очень важной сунной, так как на этот счёт есть много аятов в Коране и известные хадисы. Например, хадис, переданный имамом Муслимом: «Кто развеет печаль своего брата из печалей этого мира, тому Аллах ﷻ развеет печаль из печалей Судного дня.

 

Аллах ﷻ помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату». Есть также достоверный хадис: «Кто ради Аллаха ﷻ даст взаймы два раза, тому будет вознаграждение, подобное тому, как если бы он один из этих двух раз отдал не в долг, а как милостыню». «Отдавать взаймы бывает желательным, если просящему это не крайне обходимо, а если человек крайне нуждается в этом (т. е. у него нет другого выхода), то давать взаймы такому человеку обязательно.

 

Если человек уверен или почти уверен, что тот, кто просит взаймы, будет тратить это на что-то греховное, то отдавать взаймы такому человеку запрещено. Если же человек уверен или почти уверен, что тот, кто берёт взаймы, будет тратить это на что-то нежелательное (карахат), то отдавать взаймы такому человеку нежелательно. «Человеку, у которого нет на это крайней необходимости, запрещено брать взаймы, если у него нет явных возможностей вернуть этот долг.

 

Но если тот, кто даёт ему взаймы, знает, что у него нет явных возможностей вернуть этот долг, то в этом случае брать взаймы у этого человека не запрещено». «Запрещено брать взаймы тому, кто, скрыв свой достаток, показывает ложно состояние бедности, подобно тому как запрещено показывать такое ложное состояние, чтобы получить милостыню.

 

Из этого ясно, что если тот, кто даёт взаймы, знает про это ложное состояние того, кто просит взаймы, то он не должен давать взаймы. Поэтому если тот, кто берёт взаймы, знает, что ему взаймы дают с мыслью, что он набожный человек или алим, но на самом деле он не такой, то ему запрещено брать взаймы». «Также запрещено брать взаймы тому, кто скрывает свою бедность и ложно показывает, что он богатый человек (тем самым гарантируя, что он вернёт взятое в долг), так как в этом – мошенничество и обман». («Нихаятуль Мухтадж», том 4, стр. 221)

 

Имам Ахмад передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто отсрочит бедному (неплатежеспособному) долг, тому за каждый день до наступления оговоренного времени будет засчитано, как будто он отдал [это имущество] в качестве милостыни. Когда же наступит оговоренный срок, и он отсрочит должнику и в дальнейшем, то за каждый день будет засчитано, как будто дважды это отдал в качестве милостыни» (имам Ахмад (5/360), Ибн Маджа и Хаким).

 

6. Является ли желательным приветствовать того, кто совершает омовение, саламом?

В своей книге «И’анатат-талибин» Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димьяти пишет: «Желательно не разговаривать во время омовения без необходимости. Говорить можно для повеления блага и удержания от порицаемого. Также можно, более того, обязательно разговаривать, если вдруг увидел, к примеру, что слепой человек рискует упасть в колодец».

 

«Нежелательно разговаривать во время омовения, кроме как для поминания Аллаха ﷻ, а поминание Аллаха ﷻ нежелательно прерывать. Можно приветствовать того, кто совершает омовение [т.е. это не порицается]. Не является нежелательным приветствовать первым, также не является нежелательным ответить на приветствие того, кто совершает омовение», Далее Ад-Димьяти пишет: «Когда спросили шейхул ислама Закария аль-Ансари: “Правомерно ли приветствовать совершающего омовение, обязан ли он ответить или нет?”– он ответил: “Правомерно приветствовать, и он обязан ответить”».

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ


Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).