26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Ислам – о поклонении и тунеядстве

Всевышний Аллах сказал: «А когда молитва закончится, расходитесь по земле и ищите милости Аллаха ﷻ». Сура «Аль-Хашр», аят 10

О поклонении и бездеятельности Скажем сразу, что есть такая проблема, как трудовая бездеятельность поклоняющихся. Полагаю, неэтично подробно излагать в деталях бездеятельность одного моего знакомого, усердно соблюдающего все каноны Ислама и абсолютно бездействующего в созидательной и трудовой деятельности. Сад бин Абу Ваккас رضي الله عنه поведал: «Я слышал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах любит Своего раба, который богобоязнен, (духовно) богат и занят своим делом и своим ибадатом» (Муслим. «Зухд», №11).

 

Оказывается, к сожалению, есть немало мусульман, которые, посвящая себя поклонению Аллаху ﷻ, уповая на него, под этим предлогом отказываются от работы и не осуществляют какой-либо трудовой деятельности, пополняя ряды бездельников и по сути потенциальных попрошаек. И как мы заметили, это присуще преимущественно новым молодым поклоняющимся, у которых уже есть семья.

 

Недопустимо, чтобы полноценный, здоровый и полный сил человек избегал трудовой деятельности и обеспечивал свою семью за счёт близких и родных людей, а тем более за счёт попрошайничества и милостыни, прикрываясь намазами, постами и другими религиозными действиями. Как известно, по этому поводу Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не разрешено брать милостыню как богатому, так и трудоспособному» (Тирмизи). 

 

 О тунеядстве Как известно, в советские времена явление бездеятельности человека называли тунеядством, и к таким бездельникам применялись особые меры воздействия по их трудоустройству. По сути своей бездеятельность поклоняющегося с надеждой на подачки близких людей и родителей в целях материального обеспечения своей семьи уже является тунеядством.

 

И очевидно, что такой подход вызывает недовольство не только Всевышнего, но и окружающих здравомыслящих людей и всех близких. Следует подчеркнуть, что по сути своей созидательная и халяльная трудовая деятельность человека уже содержит в себе элементы поклонения. Подтверждением этому является и то, что в Коране многократно говорится о поступках, действиях, делах поклоняющихся, что является более широким понятием, чем просто труд.

 

Более того, имеется много хадисов и высказываний исламских учёных, что деятельность, связанная с халяльным пропитанием или заработком, является предписанием Всевышнего – после главных пяти столпов Ислама, и требованием нашего Пророка ﷺ – после пятикратного намаза. В одном из хадисов сказано: «Поиск дозволенного заработка – фарз после фарза» («Сунан ульКубра лиль Байхаки», №10805). Трудно не согласиться, насколько сильно сказано – «фарз после фарза».

 

Это свидетельствует о том, что Ислам настаивает, требует и, наконец, поощряет и стимулирует человека к действиям предельно эффективного использования всех имеющихся ресурсов и возможностей, данных Аллахом ﷻ , как для личных целей, так и для общественного блага. А вот безответственное и бесхозяйственное отношение ко всему, что предоставил нам в распоряжение Всевышний, расценивается как неблагодарность, расточительство (исраф) и почти как преступление.

 

Хочу напомнить советские времена, когда было много различных призывов и лозунгов, восхвалявших труд, и это подсознательно ориентировало человека трудиться. Правда, не всегда это делалось высокопроизводительно и качественно, но тунеядцев сильно осуждали. А роль духовенства в этом деле тогда практически была нулевой.

 

Сегодня мы должны быть благодарны Всевышнему, что наступили времена, когда у каждого, желающего работать, есть для этого все возможности. И не только зарабатывать для семьи, но и получать вознаграждение Аллаха ﷻ, которое зачтётся в Ахирате, а выплаченный закят от вашего халяльного труда ещё больше приумножит ваши материальные блага.

 

 Из всего сказанного однозначно проявляются две крайности – это ничего не делать, уповая на Всевышнего, или трудиться в поте лица, игнорируя упование на Аллаха ﷻ. Нам представляется, что, осуществляя самоанализ и самоуправление, следует поклоняться Всевышнему и, конечно, трудиться, относясь к работе со всей серьёзностью и делая всё зависящее от вас. При этом уповая (ин ша Аллах) на Всевышнего, как в начале своего дела, так и в его конце, в ожидании благодати от приложенных усилий.

 


Резюмируя вышесказанное, следует помнить:

1. Первой задачей настоящего верующего семьянина после поклонения Всевышнему является материальное обеспечение своей семьи, а затем всё остальное. 

2. Есть много аятов, хадисов и высказываний учёных, настаивающих на необходимости трудиться и поясняющих, что награда Всевышнего за халяльный заработок и сохранение семьи очень велика.

3. К работе следует относиться ответственно – как к своему долгу и обязанности. Ислам определяет широкие возможности самореализации в выборе работы исходя из ваших желаний и способностей. Однако эти возможности имеют определённые границы этики и морали, предусмотренные Шариатом. Предусмотрена выплата закята, предусмотрены потребности общества с учётом религиозных канонов и т. д.  

4. Помните величайшие слова – «фарз после фарза» – нашего Пророка ﷺ. Очевидно, что общество не может существовать без трудовой деятельности и создания материальных благ. Следовательно, после поклонения люди должны работать и трудиться, ибо жить за счёт других без оснований на то – грешно.

 

Тот, кто не преодолевает трудности, забывает про Всевышнего, – сбивается с истинного пути (тариката). Действуйте под лозунгом «Поклонение и труд есть путь к довольству Всевышнего».
 

 

МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
 

Комментарии (1)

  • 29.03.2018
    МашаАллаh