Нарушение омовения
В хадисе, переданном от Бухари и Муслима, говорится: «“Аллах ﷻ не принимает ваш намаз, когда вы не в омовении, пока заново не совершите его”. Один человек из местности Хазраль-мавт спросил Пророка ﷺ, что же такое состояние неомовения. Посланник Аллаха ﷺ ответил, что это выпуск газов».
– Сон, не упрочнив анального прохода. В хадисе говорится: «Кто спал, пусть совершает омовение».
– Потеря разума, рассудка. Потерявший разум, будь это обморок, опьянение, болезнь, приступы и удержание джиннами, теряет состояние омовения.
– Касание кожи представителей противоположного пола без преграды, кроме женщин (мужчин), с которыми Ислам запрещает создать брачный союз (близкими родственниками (-цами)). Если коснуться волос, ногтей или зуба, то омовение не нарушается.
– Касание полового органа человека ладонью и нижней частью пальца при отсутствии между ними любой преграды. Не имеет значения, чьим будет орган – своим или чужим, даже покойника. Если коснуться боковой частью руки или пальца, то омовение не нарушается.
Нежелательные действия при омовении
– Чрезмерная трата воды при процессе омовения. В Коране говорится (смысл): «Не расточительствуйте вы, Всевышний не любит расточителей» (сура «Аль-Араф», аят 31).
– При мытье или протирании каждого парного органа опережение левой над правой. Это противоречит действиям Посланника Аллаха ﷺ. – Протирание помытых органов полотенцем без уважительной на то причины. К примеру, такой, как сильный мороз и жара, или страх, что прилипнет нечисть к влажному органу из-за ветра.
– Бить по лицу при обмывании его.
– Превышение троекратного мытья или протирания, если совершающий омовение уверен в обмывании три раза. Посланник Аллаха ﷺ после совершения омовения по три раза сказал: «Вот так надо совершать омовение. Кто добавит или убавит, тот поступит неправильно и совершит притеснение».
– Пользоваться услугами и помощью в обмывании органов при омовении, не имея на это уважительной причины, такой как слабость или болезнь и т.д.
– Тщательное полоскание полости рта и носа тому, кто соблюдает пост. При этом появляется угроза нарушения его поста. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Совершай доскональное полоскание рта и носа, кроме как если являешься соблюдающим пост…».
Действия поклонения, для которых обусловливается наличие омовения
– Намаз. В Коране говорится (смысл): «О уверовавшие люди, когда вы встанете на намаз, обмывайте ваши лица, руки вместе с локтями, протирайте головы и мойте ноги вместе с щиколотками» (сура «Аль-Маидат», аят 6). В изречении Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Аллах ﷻ не принимает ваш намаз, если у вас нарушено омовение, пока (вы вновь) не совершите его» (Бухари, Муслим).
– Таваф (обход вокруг Каабы). Таваф находится в такой же высокой степени, что и намаз. В хадисе говорится: «Обход вокруг Каабы – это как намаз, только вы там ведёте разговор, если кто будет говорить там, то пусть говорит только благое» (Хаким, Тирмизи). Иначе говоря, таваф по достоинству сходен с намазом, но, в отличие от намаза, таваф не нарушается разговорами (от которых намаз портится).
– Носить Коран и касаться его. В Коране говорится (смысл): «Его не коснётся (никто), кроме как чистые люди, т.е. кто имеет омовение» (сура «Аль-Вакиат», аят 79). Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Не дотронется до Корана (никто), кроме того, кто имеет омовение» (Дарукутни).
СЕЙФУЛЛАХ ВЕЛИЕВ