Выведение Адама عليه السلام из Рая

Поскольку Адам عليه السلام и Хава совершили проступок и заслужили тем самым наказание, Всевышний Создатель приказал Джабраилю عليه السلام вывести их из Рая на землю. После того как они покинули благословенный Рай, всё сотворённое Всевышним начало плакать из-за жалости к Адаму عليه السلام. Не плакали только золото и серебро, в них не было никакого признака печали. Всевышний спросил их: «Почему вы не плачете, когда всё плачет по Адаму عليه السلام?» Золото и серебро, оправдываясь, стыдливо ответили: «Пристало ли плакать из-за Адама عليه السلام, который не последовал Твоему повелению? Нам стыдно пред Тобой плакать по рабу, который ослушался Тебя, и мы не считаем наказание Господином ослушавшегося раба событием, достойным плача». Аллах ﷻ остался доволен ответом золота и серебра. Благодаря этому верному решению их ценность повысилась, и по воле Творца человек стал нуждаться в них до Судного дня.

статья опубликована в номере: 3 (544) / от 01 февраля 2018 (Джумад уль-Авваль 1439 г.)
446

Джабраиль عليه السلام, держа Адама عليه السلام за руку, перенёс его обнажённым на гору Рахун в Индии. Было это на закате в пятницу. Говорят, что на этой горе есть отпечаток ступни Адама عليه السلام длиной в десять локтей и что это место с тех пор днём и ночью озарено сиянием (нуром). Мать Хава по велению Могущественного была перенесена Джабраилем عليه السلام в Хиджаз, на берег Солёного (Красного) моря, и оставлена в одиночестве в том месте, где ныне находится город Джидда.

 

А иблиса Аллах ﷻ сделал лишённым милости и изгнанным, и был он сброшен в Ирак. Шайтан заключил сам с собой брак и снёс четыре яйца. Откладывая яйца в разных местах, иблис начал выводить потомство, которым наполнился весь мир. Аллах ﷻ дал им способность и волю двигаться в человеческом теле подобно крови. После того как иблис проявил зависть к отцу людей, Аллах ﷻ предупредил Адама عليه السلام, что иблис является его врагом. С этого момента иблис поклялся преградить человеку путь к единобожию.

 

О том, что иблис – враг, было сказано во всех книгах, ниспосланных пророкам. В них также было велено не подчиняться ему. Тогда малун поклялся Всевышнему, что не перестанет вводить в заблуждение всех рабов Аллаха ﷻ. «Но истинных Моих рабов ты не сможешь ввести в заблуждение», – сказал Аллах ﷻ. Хотя людей со слабым иманом шайтан и обманет, людей с крепким иманом Аллах ﷻ убережёт Сам; кто смиренно просит Аллаха ﷻ о наставлении на истинный путь, того Аллах ﷻ окунает в море милостей, и он остаётся там.

 

Тот, кто окажется под защитой Всевышнего, не попадёт в рабство к нафсу, повелевающему совершить дурное. Тот, кто познает истинную сладость служения Всевышнему, не продаст Ислам за золото и серебро. Змею же, которая помогла иблису войти в Рай, Аллах ﷻ наказал, вложив яд в её жало и сделав немой, и была она сброшена в Исфахан (Иран). Из-за пособничества проклятому иблису павлин был лишён благодати, с него были сняты драгоценности и уменьшена его красота, и был он сброшен в Антакию, а по другой версии – в Вавилон. Адам عليه السلام из благословенного Рая прибыл на землю обнажённым.

 

Тело его, не привыкшее к солнцу, обгорело, и он, страдая от жары, обратился к Джабраилю عليه السلام в поисках облегчения. Тогда Джабраиль عليه السلام отправился к Хаве в Джидду с бараном из Рая. Он научил её стричь барана, делать из шерсти пряжу и вязать. Хава изготовила накидку, но Джабраиль عليه السلام не дал ей знать, что она предназначена для Адама عليه السلام.

 

Он взял накидку, отправился в Индию и отдал одежду Адаму عليه السلام, но не сказал, что накидку соткала Хава. Надев накидку и почувствовав облегчение, Адам عليه السلام ощутил голод, тогда Джабраиль عليه السلام доставил из Рая двух волов, дал Адаму عليه السلام орудия земледелия и научил его обрабатывать землю. Тотчас после посева взошла пшеница и сразу же поспела.

 

Тогда Джабраиль عليه السلام обучил Адама عليه السلام жатве, обмолоту зерна и приготовлению муки, дав ему вместо жерновов два камня. Из Ада был принесён уголёк, который предварительно семь раз окунали в воду, чтобы сбить жар, иначе он испепелил бы всю землю. С тех пор как Адам عليه السلام покинул Рай, прошло сорок лет, и всё это время он ничего не ел. Когда он приготовил лепёшку на огне и захотел съесть её, Джабраиль عليه السلام не дал этого сделать, сказав: «Если подождёшь до захода солнца, твой пост завершится», и тем самым указал на время завершения поста.

 

Таким образом, Адам عليه السلام был первым, кто соблюдал пост на земле, тем самым заложив основу для будущих потомков. Когда наступило время разговения и он протянул руку к лепёшке, та укатилась от Адама عليه السلام за гору. Тогда Адам عليه السلام вскочил и бросился за ней. Джабраиль عليه السلام сказал: «Ты проявил поспешность. Если бы ты не побежал за лепёшкой, было бы лучше, ибо она сама вернулась бы к тебе».

 

Поскольку так было предрешено Всевышним Аллахом ﷻ, потомству Адама عليه السلام пришлось трудом своим добывать средства к существованию (ризк). Когда лепёшка вернулась к Адаму عليه السلام,  он съел половину, а другую сохранил впрок. Джабраиль عليه السلام сказал: «Лучше бы ты этого не делал». И откладывание про запас стало уделом людей. Съев пол-лепёшки и почувствовав жажду, Адам عليه السلام запил её водой, но ощутил неудобство в животе и боли и пожаловался Джабраилю عليه السلام, после чего тот облегчил его состояние, открыв естественные проходы. Будучи голодным, Адам عليه السلام забывал о Хаве, а будучи сыт – вспоминал.

 

Так прошло пятьсот лет в разлуке. Однажды, вспомнив о жене, он спросил Джабраиля عليه السلام: «Скажи мне, жива Хава или мертва?» Джабраиль عليه السلام ответил, что жива, и живёт лучше, чем он, – на берегу моря, ловит рыбу и ест её, и Аллах ﷻ содержит Хаву в достатке. Адам عليه السلام очень обрадовался и рассказал Джабраилю عليه السلام, что видел свою жену во сне. Джабраиль عليه السلام растолковал сон как приближение их встречи. Сожалея о своём проступке и не забывая о Рае, Адам عليه السلام догадался раскаяться. Всевышний Аллах ﷻ внушил ему и дал силы произнести: «Раббана заламна…» («Господи, мы совершили насилие над собой…» (Коран, 7:23).

 

Надеясь на милость Всевышнего, Адам عليه السلام стал просить Аллаха ﷻ, чтобы Тот пожалел его ради Мухаммада ﷺ. Тогда Аллах ﷻ ниспослал ему вахй (божественное откровение) и спросил: «Как ты узнал о Мухаммаде ﷺ ещё до его рождения?» Адам عليه السلام ведал, что Аллах ﷻ спросил его, зная ответ, но, соблюдая этику, ответил: «Господи, когда Ты создал меня и я поднял голову, первое, на что упал мой взор, это была надпись на столбе Арша – «Ла илаха иллаЛлах, Мухаммад – расулуЛлах», написанная Пером могущества.

 

Из неё я узнал, что Мухаммад, имя которого привязано к Твоему прекрасному имени, является Твоим любимцем». Когда Адам عليه السلام попросил именем Его любимца, Аллах ﷻ простил его. Аллах ﷻ послал Адаму вахй, чтобы он из Индии переселился в Мекку, и, чтобы указать дорогу, ему был дан в спутники ангел. Так Адам عليه السلام дошёл до Мекки.

 

На том месте, где сейчас стоит Кааба, был построен дом такого же размера, как она теперь, из красного хризолита (яхонта), взятого из Рая. Адаму عليه السلام было подсказано просить Аллаха ﷻ, совершая таваф вокруг этого дома. После того как его научили, он совершил семикратный обход, будучи нагим, босым и с непокрытой головой, оттого и нам именно так это вменено в обязанность.

 

После тавафа Аллах ﷻ принял покаяние Адама عليه السلام и велел ему идти на гору Арафат, где Адам عليه السلام вдруг неожиданно встретился с Хавой. В ознаменование этой встречи гора и день, на который пришлось их свидание, стали называться Арафат (встреча). Стояние с богослужением на ней было предписано мусульманам как рукн (обязанность) хаджа. После этого Адам عليه السلام и Хава عليه السلام вернулись в Мекку. Немного побыв там, они возвратились в Индию и начали строить свою жизнь, став причиной продолжения рода человеческого.

 

Всевышний послал к Адаму عليه السلام Джабраиля عليه السلام с тремя жемчужинами, олицетворяющими веру, разум и совесть, которые были предоставлены ему на выбор. Адам عليه السلام выбрал разум, понимая, что он дороже всего. Джабраиль عليه السلام сказал вере и совести, чтобы они вернулись обратно в Рай, ибо Адам عليه السلام выбрал разум. Тогда вера ответила, что от Всевышнего ей дано повеление быть всегда вместе с разумом и что она вместе с ним останется с Адамом عليه السلام.

 

После этого вера обратилась к совести, объясняя ей повеление Аллаха ﷻ: «Так как мне приходится остаться с разумом, ты возвращаешься». Тогда совесть ответила, что ей приказано быть там, где остаётся вера. Так совесть и вера решили остаться вместе с разумом, они не захотели быть там, где его нет. Сумев выбрать наилучшую из жемчужин, Адам عليه السلام получил все три, так нрав Адама عليه السلام стал совершенным.

 

Разум, которым Всевышний одаривает только того, кого Он любит, стал сокровищницей знаний. О Аллах ﷻ! Не отделяй нас от мухлисов (искренних) – тех, кому дарован Тобой тавфик (благоприятствование) вместе с наукой Ахирата. И даруй нам любовь к суфиям, которым Ты открыл врата явного и сокровенного.

 

ИЗ КНИГИ ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ»
 

Комментарии

Магомедов Мурад
04 февраля 2018 в 00:22

Ма ша Аллагь

Также в рубрике

Сказание о пророке Нухе (Ное) عليه السلام

Был у Идриса عليه السلام внук по имени Ламак (Ламех), и когда у него родился сын, он назвал его Абду-ль-Гаффаром.

Краткий рассказ о пророке Идрисе (Иареде) عليه السلام

После смерти пророка Шиса عليه السلام правление уммой взял на себя Ануш. Выполняя все заветы отца, он правил

Первое убийство на земле

Кабил (Каин) и Хабил (Авель) Человеческий род начался с Адама عليه السلام и Хавы. Дети у них рождались

Кашалот проглотил человека

Как известно, Всевышний Аллах за всю историю человечества ниспосылал свыше 124 тысяч пророков и посланников.