26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Медицина

Заикание у детей

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее форма заикания.

По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три вида (или типа, формы) заикания: 1) клоническое; 2) тоническое; 3) смешанное. Наиболее ранним и лёгким видом является клоническое заикание, при котором повторяются звуки или слоги слова (м-м-м-мячик, па-па-па-паровоз). Со временем эта форма заикания переходит в более тяжёлую тоническую форму, когда в речи появляются длительные паузы в начале и середине слова: «м-ячик», авт-обус».

 

Среди смешанных видов заикания в зависимости от преобладающего характера судорог различают клинико-тоническую и тоно-клонгическую формы. По степени проявления заикание бывает слабым, средним и сильным. Чётких критериев для различения степени заикания нет. В практике, как правило, заикание считается слабым, если оно едва заметно и не мешает речевому общению.

 

Сильным считается заикание, при котором в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени наблюдаются сопутствующие движения и эмболофразия. Сопутствующие движения возникают при заикании не сразу, а, как правило, появляются, когда дефект прогрессирует и принимает более тяжёлые формы.

 

Проявляются они в судорожных движениях различных групп мышц внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей. Различают непроизвольные, т.е. не зависящие от воли говорящего, сопутствующие движения и произвольные. Непроизвольные сопутствующие движения вызываются тем, что возникающие в различных отделах речевого аппарата спазмы иррадируют в мышцы лица и другие части тела.

 

Так может возникнуть зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа (рефлекс Фрешельса), опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопыв а н и е ногами, разнообразные движения туловищем. Произвольные сопутствующие движения возникают наряду с непроизвольными и вызываются тем, что заикающийся, стремясь побороть возникающие судороги речевого аппарата, сознательно прибегает к различным приёмам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясёт руками, крутит головой, трогает ухо, дёргает пуговицу и т.п.

 

Иногда трудно различить произвольные сопутствующие движения и непроизвольные, так как часто один вид переходит в другой. Заметив однажды, что то или иное сопутствующее движение помогло в разговоре, заикающийся начинает применять его сознательно. У него появляется уверенность, что подобные приёмы значительно ослабляют заикание.

 

В дальнейшем, как правило, эти приёмы не только облегчают, но, напротив, ещё больше затрудняют речь. По мере усиления заикания появляются новые приёмы – речевые. Заикающийся, думая облегчить свою речь, начинает добавлять стереотипные слова или звуки типа «а», «э-э», «ну», «вот это», «вот так», «это», «вот» и т.п. Такое явление называется эмболофазией.

 

Для заикающихся детей характерно длительное беспокойство, проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подёргивании тела или конечностей, в верчении ребёнка в разные стороны. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, дети мечутся, разворачиваются поперёк кровати или ногами к подушке.

 

Ещё одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь тех звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией. Под воздействием страха заикающийся совсем не может произнести эти звуки и слова или запинается на них с наибольшей силой. Становясь постоянным, страх речи (логофобия) приводит к тому, что заикающиеся начинают заменять при произнесении отдельные «трудные для них» звуки и слова. При этом смысл того, что они хотели сказать, часто искажается.

 

Все описанные симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Меняется вид заикания, проявляясь то в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах. Меняются и сопутствующие движения, столь же непостоянно и выделение заикающимся «трудных» звуков и слов. Сегодня он убеждён, что самое большое затруднение вызывают звуки «п» и «т», а завтра считает, что «б» и «г» или какие-нибудь другие звуки или слова произносить гораздо труднее. Меняются и приёмы, поскольку заикающийся всё время стремится найти наиболее эффективные.

 

Степень заикания также постоянно меняется. Однажды возникнув, заикание, как правило, не «стоит на месте» и без специального логопедического воздействия усиливается. Но и само усиление заикания весьма изменчиво, что обусловлено самыми разнообразными обстоятельствами. Так, один и тот же ребёнок наедине с собой, с игрушками, с мнимым собеседником, как правило, говорит без запинок, но присутствие других действует на его речь по-разному.

 

Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших затруднений. Беседа же с малознакомыми людьми или с теми, кого ребёнок боится или стесняется, сразу же вызывает усиление заикания.

 


ПАТИМАТ ДАЛГАТОВА, ВРАЧ-ПСИХИАТР