поделиться

Сотворение Адама عليه السلام

Когда Всевышний изволил осуществить Своё предвечное решение о создании людей и сделать Адама عليه السلام прародителем человечества, Он сказал, обратившись к земле: «О земля, Я создам из тебя людей. Одни Мне подчинятся, другие – ослушаются Меня. Ослушавшихся Меня Я отправлю в Ад, а подчинившиеся Мне войдут в Рай».

После этого Аллах ﷻ послал Джабраила عليه السلام за землёй для сотворения Адама عليه السلام. Однако земля взмолилась: «Величием Того, Кто послал тебя ко мне, прошу тебя, не бери даже малую часть мою, дабы не горела она в огне в Судный день!» Милосердный Джабраил عليه السلام, пощадив землю, вернулся ни с чем, ибо таково было решение Аллаха ﷻ, и сказал Всевышнему, сгорая от стыда: «Когда попросила земля уберечь от огня Твоим именем, я ничего не смог поделать».

 

Затем с этим же заданием был послан Микаил عليه السلام, и с ним произошло то же самое. В третий раз по велению Аллаха ﷻ на землю спустился Азраил عليه السلام. Земля опять обратилась к нему с той же мольбой. Но он не решился не выполнить поручение Всевышнего из-за жалости к земле и сказал: «Величием Того, Кто послал меня к тебе, я тоже прошу уберечь меня от ослушания Ему и Его гнева».

 

И Азраил عليه السلام вернулся с землёй, исполняя поручение. Мягкую и жёсткую, чёрную и красную, разного цвета, с разных гор и равнин собрал он глину и предстал перед Всевышним. Потом Ангел смерти عليه السلام по приказу Всевышнего начал разводить глину на сладкой, горькой и солёной воде. Из-за различного вкуса воды стали разными и черты потомков Адама عليه السلام.

 

Оттого что происхождение и цвет земли были неодинаковы, Аллах ﷻ сотворил людей, говорящих на разных языках, красивых и некрасивых, хороших и плохих, чёрных и белых. Затем по повелению Всевышнего из глины изваяли тело Адама عليه السلام без души и на некоторое время поставили его у ворот Рая, где проходили ангелы. Увидев тело приятной внешности и высокого роста, сотворённое так, как соизволил Творец, они с удивлением рассматривали его, поскольку раньше не видели подобного.

 

Заблудший Иблис, увидев прекрасное творение в обличии Адама عليه السلام, подумал: «Ради чего это создано?» Сгорая от зависти, он подошёл к телу и толкнул его. Обнаружив полость внутри тела Адама عليه السلام, шайтан вошёл в неё через рот и вышел снизу, а потом обратился к ангелам, чтобы испытать их: «Что вы будете делать, если Аллах ﷻ возвысит его над вами?» Ангелы ответили: «Подчинимся повелению». Обескураженный Иблис сказал своему нафсу с неприязнью к Адаму عليه السلام: «Если Аллах ﷻ сделает его выше меня, я никогда не подчинюсь ему (Адаму عليه السلام).

 

Если же меня сделает выше, чем он, я всё равно доведу его до погибели!» Так из-за своей гордыни шайтан предпочёл ослушание Всемогущего. Подумайте, люди, для нас это важный пример, показывающий, можно ли опираться на свои знания и деяния. Посмотрите, мумины, как омерзительна зависть, которая охватила Иблиса, несмотря на то, что это – харам! Посмотрите на силу гордыни, которая привела его к противодействию Адаму عليه السلام – созданию, сотворённому по воле Всевышнего ﷻ!

 

Чем же Господь его обделил, чтобы он вышел на спор с телом без души? Ведь никому не было дано столь много знаний, сколько было у Иблиса. По части деяний тоже не было ему равных. Говорится, что на земле и на небесах не было и пяди, на которой он не сделал суджуд. Сорок тысяч лет он находился в Раю. Двадцать тысяч лет он читал проповеди, восемь тысяч лет был учителем, четыре тысячи лет делал таваф вокруг арша.

 

По тридцать тысяч лет он был старшим над равхани и куруби (разновидности ангелов). На первом небе его звали Абид (поклоняющийся Богу, праведник), на втором – Захид, на третьем –Ариф, на четвёртом – Вали (праведный, святой), на пятом – Таки (богобоязненный), на шестом – Харис, на седьмом – Азиз. Однако в Лавх аль-Махфууе он был записан как Иблис. И в сокровенном знании Аллаха ﷻ ему был предрешён дурной конец, поэтому деяния его стали бесполезными.

 

Чем радоваться и гордиться своими знаниями и деяниями, лучше плакать, жалея, что остался ни с чем. Чем быть с дурными, делая доброе, лучше любить добрых, даже делая дурное.  Поскольку благие деяния тоже могут ввести в Ад, о Аллах ﷻ, сохрани нас от уджба (самолюбование и гордыня) и рийа (показное). Не дай мне попасть в аль-джахль аль-мураккаб, возомнив себя алимом, будучи невеждой в познании Тебя.

 

Одушевление Адама عليه السلام  Изволив одушевить Адама عليه السلام, Аллах ﷻ повелел душе войти в его мозг. Она неохотно, лениво проникла в него. Увидев, с какой неохотой и ленью вошла туда душа, было сказано, что она так же неохотно и выйдет оттуда. По воле Всевышнего, пробыв в мозгу Адама عليه السلام тысячи лет, душа спустилась на глаза. Посмотрев глазами, он увидел своё тело, сотворённое из глины.

 

Затем душа спустилась к ушам, и он услышал тасбих ангелов. Когда душа дошла до носа, Адам عليه السلام чихнул; дошла до уст – и он догадался восхвалить Всевышнего словами «альхамдулиллах». Аллах ﷻ Сам ответил ему, говоря: «Йархамука Раббука, йа Адам» («Да смилостивится над тобой твой Господь, о Адам!»). Когда душа дошла до груди, он захотел встать, но не смог. Когда душа дошла до желудка, ему захотелось есть. Душа распространилась по всему телу, и так, сотворив кости, мышцы, кровь, сухожилия, Аллах ﷻ оживил Адама ﷻ, создав его в прекрасном облике.

 

Затем Аллах ﷻ, одев Адама عليه السلام, как жениха, в лучшие одеяния, повёл его в Рай. Его одеянием был сверкающий ногтевой покров, который превратился в кожу после того, как Адам عليه السلام допустил ошибку. Всемилостивый вложил в спину Адама عليه السلام нуp Хабиба (Пророка Мухаммада ﷺ) с указанием беречь его. Ангелы, выстроившись за Адамом عليه السلام, приветствовали нур Ахмада (Пророка Мухаммада ﷺ). Постоянно видя за собой ряды ангелов, Адам عليه السلام удивился и попросил Всемогущего раскрыть секрет этого.

 

Оказалось, что они приветствуют нур Ахмада. Тогда Адам عليه السلام умолил Аллаха ﷻ переместить нуp Своего Любимца ﷺ на лоб, и Создатель исполнил его просьбу. После этого ангелы, которые стояли за спиной Адама عليه السلام, начали выстраиваться в ряды впереди него. Опять Адам عليه السلام попросил Всемилостивого переместить нур на видимое ему место, и когда (исполнив его просьбу) Аллах ﷻ поместил его на ногти больших пальцев рук Адама السلام, он, возвеличив нур словами «Мархаба Хабиби» («Приветствую тебя, мой любимый!»), поцеловал ногти больших пальцев и от радости провёл ими по глазам.

 

О Аллах ﷻ, создающий время во времени, сотворивший всё на небесах и земле по Своему усмотрению, знающий мудрость всего сотворённого, свидетельствующий Сам о превосходстве Хабиба м, пожалей нас, бедных, ничего не требуя взамен. Пожалей нас, узнавших, что Ты – один, не отрицающих Тебя, любящих Твоего Хабиба ﷺ, по мере сил придерживающихся Сунны и с радостью принимающих последователей суфизма.

 

После этого было сотворено прекрасное двукрылое существо по имени Маймун. Джабраил عليه السلام 
держал его за поводья, Микаил عليه السلام стоял справа, Исрафил عليه السلام –  слева, и Адам عليه السلام сел на него. Выйдя из Рая, они обошли все семь небес и показали Адаму عليه السلام все творения Всевышнего. Словами «Ас-саламу алайкум» он приветствовал ангелов, они отвечали ему словами «Ва-алайка ас-салам, о Адам عليه السلام». С тех пор среди мусульман навечно распространилась такая форма приветствия.

 

Если где-нибудь найдёте разночтения о начале сотворения Вселенной, не думайте об этом плохо, ибо, сопоставив явный и сокрытый смысл, обнаруживаешь одну цель толкователей. Не допускайте мысли о том, что пророки могут совершить грех, – это приведёт вас к неверию. Ошибки же, допущенные ими, являются иносказательными, а не истинными.

 

К примеру, Всевышний явным повелением сказал Адаму عليه السلام, чтобы он не ел пшеницу, но наряду с этим было и сокрытое веление съесть её, а значит, Аллах ﷻ привёл его к исполнению тайны предопределения. Ибн аль-Араби, океан сокровенных божественных знаний, известный суфий, говорит: «Если бы я был на месте Адама عليه السلام, я бы съел то пшеничное дерево целиком. Ведь даже если бы это деяние не стало причиной многих хороших событий, достаточно было бы только того, что родился на земле Хабиб Аллаха ﷺ, радость бытия, гордость пророков».

 

Адам عليه السلام блаженствовал в Раю, вкушая все плоды, кроме плодов пшеничного дерева. Однажды, проснувшись, он увидел возле себя Хаву , которую Аллах ﷻ сотворил из его левого ребра, и почувствовал влечение к ней. Когда Джабраил عليه السلام сказал Адаму عليه السلام, что надо преподнести махр (брачный дар), Адам عليه السلام спросил: «Что это такое?» Джабраил عليه السلام ответил: «Трижды благослови Пророка ﷺ (прочти салават – «алейхи саляту ва саляму» – Хабибу Аллаха), которому Аллах ﷻ даёт разрешение на заступничество в Судный день (шафаат), ради которого сотворено всё, являющегося саййидом (предводитель) твоего потомства».

 

Так, прочитав салават по совету Джабраила عليه السلام, Адам عليه السلام заключил брак (никах). Столь ценный салават Хабибу ﷺ произносите почаще, о джамаат Ислама! Узнав, что Адам عليه السلام и Хава   поселены в Раю, Иблис начал замышлять козни против них. Он старался во что бы то ни стало ввести их в грех и триста лет караулил у ворот Рая, не имея возможности войти внутрь. Однажды из Рая вылетела красивая птица. Иблис начал нежными, красивыми словами лукаво расспрашивать её, откуда она и куда летит, и попросил на обратном пути забрать его с собой.

 

Павлин спросил: «А почему ты сам не войдёшь?» Скрыв свое намерение, Иблис ответил, что хочет проникнуть туда тайно. «Я не могу, – сказал павлин, – но попытаюсь отправить к тебе змею, которая сможет тебе помочь». Найдя змею, павлин сказал ей: «У ворот стоит один ангел из мукаррамов (облагодетельствованный, приближённый), который идёт с проповедью. Если сможешь, проведи его сюда». Змея с радостью взялась за дело и в тот же час прибыла к воротам, где и состоялся тайный разговор этих врагов. Змея открыла рот, и Иблис вошёл в неё.

 

Так малун (проклятый, лишённый милости Аллаха ﷻ) проник в Рай. Подойдя к запретному дереву, Иблис сел и начал играть на зурне. Услышав неведомые звуки, Адам عليه السلام и Хава   приблизились к месту, где был Иблис. Тот стал просить Адама عليه السلام хотя бы попробовать плоды этого хлебного дерева. Адам عليه السلام сказал, что ему и Хаве   запрещено есть их. Тогда Иблис начал ложно клясться именем Всевышнего: «Кто вкусит с этого дерева, навечно останется в Раю, не познает старости и седины, или вы оба станете ангелами, и от этого вам не будет никакого вреда».

 

Поверив словам проклятого Иблиса, погубившего себя гордыней, и не распознав обман, они приблизились к пшеничному дереву. Желая навеки остаться в Раю, Хава   вкусила плод. Увидев, что с ней ничего не случилось, Адам عليه السلام тоже отведал его. Как только Адам عليه السلام проглотил кусок плода, корона упала с его головы, из-за чего он погрузился в глубокую печаль. Поддавшись обману врага, оступилась наша мать Хава   и стала причиной ошибки отца нашего – Адама عليه السلام. Так свершилась явная сторона дел Мудрейшего, осуществляющего Свои решения посредством сабабов.

 

ИЗ КНИГИ ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ»
 

Комментарии (1)

  • 08.02.2018
    ما شاء الله‎