19 апреля
2024 года
поделиться

Когда человек при смерти...

Является сунной направить человека на его смертном ложе к кибле так, чтобы он был обращён к ней, находясь на правом боку. В том случае, если это не доставляет ему трудностей. В ином случае следует оставить его в покое в той позе, в какой он находится, или же привести его в наименее затруднительную для него позу. Впрочем, разрешается сделать это и если он лежит на спине (ноги обращены к кибле), но голову при этом следует (слегка) с помощью чегонибудь приподнять. Чтобы лицо было обращено к кибле, а не к небу. Далее следует произнести в его присутствии шахаду, чтобы он мог проговорить её. Это называют «талькын» и совершают также после похорон. Талькын у смертного ложа человека рекомендуется, чтобы его последними словами были «Ля иляха илляллах». Не следует приказывать ему сказать их. Нужно просто произносить их в его присутствии, мягким образом, поскольку ему приходится трудно.

Что касается совершения талькына после похорон, у ханафитских учёных есть на этот счёт разные мнения. Шурунбулали считает это узаконенным, а значит, по его мнению, это следует совершать. Если это кто-то делает, то, как минимум, другие не должны осуждать, поскольку в этом есть польза для умершего.

 

Действия после смерти человека

Когда человек умирает, челюсти ему следует соединить и привязать, а глаза – закрыть. Закрывающий ему глаза говорит: «Именем Аллаха ﷻ  и на пути Посланника Аллаха ﷺ! О Аллах ﷻ! Сделай его дело гладким для него, облегчи ему последующее, сделай его блаженным встречей с Тобой и сделай так, чтобы то, куда он ушёл, было лучше того, что он покинул!» Затем следует укрыть его аурат. Аурат – это место от пупка до колен, хотя, согласно другому мнению, достаточно прикрыть интимные места.

 

Потом снимают его оставшуюся одежду, совершают ему омовение без полоскания рта и носа. Далее всё тело моют (купанием, в идеале состоящим из трёх полных промываний для соблюдения сунны) водой и, если возможно, листьями зизифуса или т. п. (в ином случае достаточно одной тёплой воды). А бороду и волосы (перед купанием) моют с листьями алтея или мылом (любым его видом).

 

Тело (во время купания) моют сначала с правой стороны, а затем – с левой (что составляет первые два промывания). В своей книге «Имдад Фаттах» автор писал, что тело сначала укладывают на левый бок для одного полного промывания, которое начинают с правого бока, и заканчивают левым («боком, касающимся доски»). Далее его укладывают на правый бок для второго промывания, которое начинают с левого бока, и заканчивают правым («боком, касающимся доски»). Далее тело усаживают и живот мягко массируют (для удаления его содержимого).

 

После этого тело поливают чистой водой (в качестве третьего, завершающего промывания). Потом тело вытирают тканью. Волосы не причёсывают и ногти не подстригают. Саван обдают благовонием нечётное количество раз и далее оборачивают его вокруг тела. Смесь ароматических веществ (ханут) наносится на волосы и бороду, а камфора – на стопы, колени, ладони, лоб и нос (из почтения к частям тела, на которые человек совершал земной поклон).

 

Мужской саван, по сунне, состоит из длинной рубахи (камис), внутреннего савана (изар) и внешнего савана (лифафа) (предпочтительно, чтобы все они были) того качества (стандарта), что он надел бы при жизни (для пятничной или праздничных молитв). Наиболее предпочтителен саван, изготовленный из белого хлопка. Как изар, так и лифафа должны укрывать тело от макушки до низа стоп. Но лифафа чуть длиннее, чтобы облегчить завязывание савана.

 

У камиса (его длина – от основания шеи до низа стоп) не должно быть рукавов, ластовиц, шейного выреза. Хватит того, чтобы иметь достаточно места для прохода головы, без дополнительного разреза на груди, как у обычных рубашек. Края камиса не зашивают. Надевать на голову (покойного) тюрбан является неугодным. Изар (сначала) заворачивают с левой стороны, затем с правой. Если есть опасение, что саван раскроется (например, если место погребения далеко), его связывают. 

 

Изара и лифафы достаточно (для выполнения обязательного в отношении мужчины). Для выполнения сунны в отношении женского савана лицо следует обернуть в головной платок (химар), а груди закрепить отдельной тканью (хирка). Для достаточного женского савана хватит и головного платка (в добавление к внутреннему и внешнему савану). Её волосы заплетают в две косы, укладывая их на груди поверх камиса. Далее поверх этого, но под лифафу – химар. То есть под изар и лифафу.

 

Наконец, на обе груди поверх лифафы – хирка. В идеале для облачения мужчины в саван следует расстелить лифафу, поверх неё – изар. Далее сверху кладут камис с закатанной верхней частью. Тело укладывают поверх и сначала оборачивают в камис. Затем его заворачивают в изар, начиная с левой стороны (то есть правая сторона – сверху). Наконец, таким же образом оборачивают лифафу.

 

Для облачения женщины таким же образом расстилают лифафу и изар (лифафу – сначала, изар – поверх). Далее сверху кладут камис с закатанной верхней частью. Тело укладывают поверх и затем оборачивают в камис. Но потом, перед тем как обернуть тело в изар и лифафу, на голову и лицо кладут химар. Далее тело заворачивают сначала в изар, затем в лифафу, начиная с левой стороны (как и в случае с мужчиной). Наконец, поверх лифафы используют хирку для подвязывания грудей, начиная с левой стороны. Некоторые учёные, впрочем, полагали, что подвязывать следует под лифафой. Минимальный саван (для обоих полов) основывается на том, что доступно.

 

Погребальная молитва (джаназа)

Погребальная молитва является общинной обязанностью (фарз кифая). То есть, даже если один человек исполнит эту обязанность, вся община будет считаться освобождённой от неё. То же правило верно и в отношении подготовки тела (то есть его купания), укрывания в саван и захоронения. Если никто не исполнит это, вся община получит грех за невыполнение данных действий. Джаназа совершают, говоря (в своём сердце): «Намереваюсь совершить молитву ради Всевышнего Аллаха и мольбу за умершего».

 

Последователь дополнительно принимает намерение на моление за имамом. Далее произносится первый такбир (это единственный такбир, при котором поднимают руки. Все четыре такбира произносятся громко, а завершающие два «салама» – тихо) (для начала молитвы) и проговаривается открывающая мольба (сана), хотя дозволено прочесть «Фатиху».

 

После первого такбира можно произнести «Фатиху» с намерением мольбы (дуа), но не с намерением чтения Корана, что является совершенно неугодным. Затем произносится второй такбир, после чего направляются благословения Пророку ﷺ. После этого проговаривается третий такбир и произносится следующее: «О Аллах ﷻ! Прости его и смилостивись над ним!

 

Дай ему благополучие и извини его! Почти его место пребывания и сделай его вход широким! Омой его водой, льдом и снегом! Очисть его от грехов, как очищают белое одеяние от грязи! Замени его обитель на лучшую, его семью на лучшую и его супругу на лучшую!

 

Введи его в Рай и спаси от наказания могилы и огня!» После третьего такбира можно произнести любую мольбу (дуа) о том свете, в идеале моля за себя, своих родителей, умершего и всех мусульман. Но предпочтительно произносить мольбу, переданную от Пророка ﷺ. Кроме того, согласно веской позиции мазхаба, после четвёртого такбира нет мольбы, хотя некоторые учёные считали хорошим произнесение короткой мольбы.

 

Затем произносится четвёртый такбир, за которым следуют завершающие «саламы». За умершего ребёнка и душевнобольного (поскольку они не несут правовой ответственности) прощения (в погребальной молитве) не просят, а говорят: «О Аллах ﷻ! Сделай его направленным (то есть направленным к водоёму Пророка ﷺ, чтобы подготовить его воду для них, или направленным для заготовки полезного для его родителей в Вечной обители) от нас, а также наградой и запасённым сокровищем для нас! Сделай его заступником за нас и прими его заступничество!»

 

Если умерший похоронен без погребальной молитвы, следует совершить её у его могилы, если только тело уже не разложилось (что определяется оценкой). Погребальную молитву совершают за выкидыш, если большая его часть вышла, пока он был жив, до смерти. То есть посредством проявления некоторого признака жизни, например, плача или движения конечностей. В этом случае тело моют и совершают погребальную молитву. Кроме того, в этом случае ребёнок будет наследником, наследуемым и именуемым. Если же признаков жизни не было, тело моют, дают имя, заворачивают в ткань и хоронят без погребальной молитвы (и распределения наследства).

 

Несение похоронных носилок

При несении похоронных носилок рекомендуется (сначала) положить переднюю правую сторону на правое плечо, затем заднюю правую сторону на него же, далее положить переднюю левую сторону 
на левое плечо, затем заднюю левую сторону на него же. То есть рекомендуется, чтобы каждый носильщик попеременно нёс все четыре угла носилок, придерживая каждый угол в течение десяти шагов, всего в течение сорока шагов.

 

Носильщик начинает с правого переднего угла (если смотреть со стороны умершего, которого укладывают на спину; изголовье считается передней частью) и ставит его себе на правое плечо. Далее он перемещается к правому заднему углу носилок (со стороны правой ноги умершего), чтобы нести его также на правом плече. Затем он переходит к левому переднему углу и, наконец, к левому заднему углу, каждый из которых он несёт на левом плече. При несении тела рекомендуется двигаться быстро, но не слишком, чтобы не вызвать тряски. Предпочтительнее идти позади процессии, а не впереди неё. Является неугодным повышать голос в зикре и т. п.

 

Повышение голоса в зикре и т. п., например при чтении Корана, является либо совершенно неугодным, либо несколько неугодным; оба варианта приводятся Ибн Абидином без указания им собственного предпочтения того или иного мнения. Вместо этого следует хранить длительное молчание или совершать зикр неслышно для других, равно как и садиться до того, как тело будет опущено в могилу. Садиться до того, как тело будет опущено в могилу, является совершенно неугодным.

 

Могилу копают на глубину как минимум в половину высоты тела. Могилу копают с ляхдом (форма с ляхдом) является сунна-способом копания могилы, то есть в земле выкапывают яму, а после этого внутри ямы со стороны, обращённой к кибле, выкапывают нишу, в которую укладывают тело. В результате тело лежит под «потолком» из земли) (нишей в сторону киблы), а не прямо вниз (с шакком), кроме случая, когда земля мягкая. В этом случае выкапывают прямую могилу (с шакком).

 

Тот, кто опускает тело (в землю внутрь ниши), говорит: «Именем Аллаха ﷻ и на пути Посланника Аллаха ﷺ!» Тело направляют в сторону киблы, укладывая его на правый бок (согласно сунне), узлы савана развязывают, необожжённые кирпичи кладут напротив ниши (тем самым изолируя её внутри могилы). Могилу женщины – но не мужчины – укрывают перед тем, как тело укладывают в неё.

 

То есть для дополнительного укрытия рекомендуется (мустахаб) покрыть могилу женщины предметом одежды или покрывалом на то время, пока её тело укладывают в неё, вплоть до укладки необожжённых кирпичей у ниши. Это не относится к могиле мужчины, если только не делается по иной причине, например, из-за дождя или снега. Землю сбрасывают в могилу и затем округляют на её верху (с возвышением на пядь или чуть больше, наподобие верблюжьего горба).

 

Запрещается сооружать постройку над могилой для украшения. В своей книге «Имдад Фаттах» автор указывает, что некоторые учёные полагали хорошим укладку некоторого количества кирпичей или камней на могилу для защиты её от вскапывания. Если имеется узаконенная потребность, допускается хоронить несколько тел в одной могиле.

 

В этом случае в качестве преграды между телами используют песок и землю. Не разрешается перевозить тело после его захоронения (как только могила заполнена землёй), если только не окажется, что земля была конфискована. Если говорить о перевозке тела до похорон, то в ней нет вреда, если она происходит на разумное расстояние, которое правоведы оценивали примерно в 3,72 км.

 

Оценка основывалась на том факте, что обычно городское кладбище могло находиться на определённом расстоянии от города. Руководствуясь такой логикой, некоторые теологи делали вывод, что по сути неугодной является перевозка в другой город. В соответствии с таким мнением, даже если кладбище современного большого города весьма удалено от него, перевозка туда тела неугодной не будет, в отличие от перевозки в другой город, которая будет неугодной.

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ