27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Как относится Шариат к написанию аятов Корана, имён Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ на посуде в торговых целях? Можно ли такую посуду использовать в быту?

1. Как быть, если в намазе случайно опередил имама? Пока он был в поясном поклоне (руку), я опустился на земной (суджуд). 2. В какое время и как совершается ишрак-намаз и какая награда обещана за его выполнение? 3. Как быть, если, уже будучи в намазе, узнал, что имам читает суру «Аль-Фатиха» с ошибками? 4. Во время намаза у меня возникли сомнения, не пропустил ли я аят из суры «Аль-Фатиха». Нужно ли в этом случае возместить намаз, совершить его заново? 5. Нужно ли женщине во время омовения смачивать волосы, растущие около ушей, между виском и щекой? 6. Как относится Шариат к написанию аятов Корана, имён Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ на посуде в торговых целях? Можно ли такую посуду использовать в быту?

1.  Как быть, если в намазе случайно опередил имама? Пока он был в поясном поклоне (руку), я опустился на земной (суджуд).

Ахмад ибн Абдуль-Азиз аль-Малибари в своей книге «Фатх уль-Муин» сказал: «Не дозволяется (харам) умышленно, зная, что это не дозволено, опережать имама на один полный несловесный рукну; например, мамум сделал поясной поклон и поднялся, а имам ещё стоит. В отличие от того, когда мамум отстаёт на такой же рукну, это – нежелательно (карахат). Тому, кто умышленно опередил имама на один полный рукну, желательно вернуться к имаму, чтобы его намаз соответствовал намазу имама. Если же он опередил имама на один полный рукну неумышленно, то он вправе вернуться или подождать имама.

 

Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димьяти в своей книге (комментарии к книге «Фатх уль-Муин») «Ианату ат-Талибин», том 2-й, стр. 47, сказал: «Опережение имама на часть рукна не запрещено, но нежелательно; например, мамум сделал до имама поясной поклон и имам догнал его в этом поклоне». Теперь, отвечая конкретно на ваш вопрос, из вышеприведённого можно сказать следующее: если вы случайно стали опускаться на земной поклон, а имам находится ещё в поясном, то вы имеете право вернуться или подождать его в земном поклоне.
 

2. В какое время и как совершается ишрак-намаз и какая награда обещана за его выполнение?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат ульМухтадж», том 2-й, стр. 283, сказал: «Из тех суннат-намазов, которые не является желательным (суннатом) совершать в джамаате, является двухракаатный суннат- намаз после восхода солнца и после прохождения нежелательного времени для совершения определённых суннат-намазов (т. е. после поднятия солнца над горизонтом приблизительно на 3,5 метра). Этот намаз не зуха-намаз (т. е. это отдельный намаз)». Доводом для совершения этого намаза является хадис, свидетельствующий, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто совершит утренний намаз в джамаате, потом до восхода солнца будет сидеть и делать зикр, а затем совершит двухракаатный суннат-намаз, это будет по вознаграждению подобно полноценному вознаграждению за хадж и умру» (хадис передал ат-Тирмизи, он сказал, что этот хадис – хасан, т. е. второго уровня достоверных хадисов).

 

3. Как быть, если, уже будучи в намазе, узнал, что имам читает суру «Аль-Фатиха» с ошибками?

Ахмад ибн Абдуль-Азиз аль-Малибари в своей книге «Фатх уль-Муин» сказал: «Не считается действительным следование человека, который правильно читает суру «АльФатиха», за тем, кто читает её неправильно, даже часть этой суры, даже одну букву... даже если он (имам) не смог научиться правильно читать эту суру (хотя и пытался).

 

Считается действительным следование за человеком, относительно которого мамум допускает, что он (имам) правильно читает эту суру (но если он уверен или почти уверен, что имам неправильно читает эту суру, то он вообще не имеет права следовать за ним, и его намаз не считается действительным, даже если выяснится, что имам всё читал правильно).

 

Но если мамум в таком состоянии (допуская, что имам неправильно читает эту суру) будет следовать за имамом до «салама», то мамум должен заново совершить этот намаз, если он не узнает (в самом намазе или после него), что имам на самом деле правильно читал эту суру».

 

Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димьяти в своей книге (комментарии к книге «Фатх уль-Муин») «Ианату ат-Талибин» сказал: «Если во время намаза выяснится, что имам неправильно читает суру «Аль-Фатиха», то мамум должен заново совершить этот намаз (т. е. он не имеет права продолжать его)». Если вы узнали во время намаза, что имам неправильно читает суру «Аль-Фатиха», то вы должны заново его совершить, т. е. нельзя его продолжать за имамом или отделившись от него.


 

4. Во время намаза у меня возникли сомнения, не пропустил ли я аят из суры «Аль-Фатиха». Нужно ли в этом случае возместить намаз, совершить его заново?

Для того чтобы намаз был действительным, читать суру «Аль-Фатиха» нужно обязательно. Если во время намаза появились сомнения относительно её чтения, то необходимо соблюсти следующие условия:

1. Если сомневаетесь, читали ли суру «Аль-Фатиха» вообще, то в этом случае нужно вернуться и прочитать от начала до конца.

2. Если сомневаетесь, не забыли ли прочитать какойто аят ещё до полного завершения чтения суры, то нужно вернуться к нему и прочитать до конца.

3. Если сомневаетесь, не забыли ли прочитать какойто аят из суры «аль-Фатиха» уже после завершения чтения суры, то не нужно возвращаться к нему и читать заново. Имам Хатиб аш-Ширбини сказал: «Если есть сомнения относительно того, прочитали ли вообще суру, то нужно заново прочитать её; а если появились сомнения, что пропустили какой-то аят после завершения чтения суры, то это не вредит. Если же появились сомнения ещё до завершения чтения суры «Аль-Фатиха», тогда нужно возобновить её чтение (то есть тот аят, который, по-вашему мнению, вы пропустили)» («Мугни аль-Мухтаж», 356/1).
 

 

5. Нужно ли женщине во время омовения смачивать волосы, растущие около ушей, между виском и щекой?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в своей книге «Нихаят альМухтадж» сказал: «Обязательно (во время мытья лица при малом омовении) мыть «изар»  – волосы, растущие около уха, точнее около козелка уха, между виском и щекой.

 

В этом месте нужно мыть волосы и кожу, внешнюю и внутреннюю части волос (по всей длине), даже если эти волосы густые» («Нихаят аль-Мухтадж», том 1, стр. 167). Таким образом, во время омовения нужно мыть участок лица около козелка уха – это небольшой хрящевой выступ между виском и щекой. Во время омовения, особенно женщинам, надо учесть это обстоятельство, так как у них на этом участке волосы могут быть длинными и собранными назад.

 

6.   Как относится Шариат к написанию аятов Корана, имён Аллаха и Его Посланника на посуде в торговых целях? Можно ли такую посуду использовать в быту?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии альХатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» сказал: «Нежелательно писать (аяты) Корана на стене, даже в мечети, на одежде, на еде и в других подобных местах. Дозволяется разрушать стену, надевать одежду и есть еду, на которых написаны аяты. Не является нежелательным писать на посуде тем, что смывается водой (например, соком свеклы, шафраном и т. д.), что-либо из Корана с целью употребить эту воду для исцеления» («Мугни альМухтадж», том 1, стр. 152).

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии имам ан-Навави в своей книге «Мажму» сказал: «Купля-продажа Корана дозволена, а что касается его продажи неверным, то это харам» («Мажму», том 2, стр. 531).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Из вышесказанного следует, что аяты Корана, имена Аллаха ﷻ писать на посуде нежелательно, поскольку есть вероятность, что к ним могут быть проявлены пренебрежение и непочтительность. Что же касается написания их шафраном, соком свеклы и т. п. в целях лечения, то это дозволено. Из вышесказанного также следует, что посуду, на которой написаны аяты Корана, можно продавать мусульманам, но использование её в быту запрещено в том случае, если есть риск неуважительного отношения к священным аятам. Использование такой посуды разрешено, если относиться к ней бережно и с почтением.

 

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
 
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).
 

Комментарии (4)

  • 31.10.2018
    Это очень важная и нужная колонка. Необходимо ее продолжить. Дай АЛЛАГЬ Всем, тем кто задает вопросы и тем кто готовит на них ответы.
  • 25.02.2018
    Машааллагь,очень актуально и познавательно
  • 26.01.2018
    БаркаЛлагь,получил ответы на интересующие вопросы.
  • 10.01.2018
    Интересная колонка