19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 15.12.2017

1. Каковы обязанности муэдзина? 2. Может ли женщина дать развод мужу? 3. Каково шариатское решение относительно брака, когда один из супругов вышел (вышла) из Ислама? 4. Разрешается ли включить в число тех, кому я отдаю закят, своего родственника? У меня есть племянник, женатый, у которого есть дети, но он бедно живёт. Можно ли мне отдать закят и ему? 5. По мазхабу имама Шафии обязательно ли оставлять бороду? Сбривать бороду можно? 6. Могу ли я выплатить закят, следуя имаму Абу Ханифе, если у меня собралась сумма денег, равная нисабу серебра? Сейчас серебро стоит примерно 35 руб. за грамм. Или надо ждать, чтобы у меня эта сумма пролежала целый год, а потом выплачивать? 7. Нужно ли менять кафан (саван), если на него попала наджаса в каком-либо количестве? Уважаемые

 

1. Каковы обязанности муэдзина?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфатуль Мухтадж» сказал: «Для азана и икамата есть несколько условий.

1. Произносить их так, чтобы он (тот, кто совершает азан или икамат) слышал себя, если он произносит их для себя. Но если он произносит их для других, то условием является произносить их так, чтобы хотя бы один человек их услышал.

2. Чтобы азан и икамат от начала и до конца произносил один человек (т.е. нельзя, чтобы один прочитал часть азана или икамата, а другой продолжил).

3. Соблюдение последовательности формы произношения азана и икамата.

4. Соблюдение беспрерывности в произношении азана и икамата (т.е. нельзя между словами азана и икамата много говорить или долго молчать, но если немного разговаривать и недолго молчать, то это не вредит).

5. Наступление времени азана и икамата, кроме азана для утреннего намаза – его время наступает со второй половины ночи». Соблюдение вышесказанного является обязанностью муэдзина.


2. Может ли женщина дать развод мужу?

Данный женой развод не имеет силы и не считается действительным.  Жена может дать развод только в том случае, если муж даст ей такое право. Но для этого есть определённые условия. В этом сокрыта большая мудрость. Подумайте сами, сколько бы раз давали жёны развод, если бы имели на это право? Очень много. Причина в том, что женщины намного  эмоциональней мужчин. Когда мужчины руководствуются разумом, женщины следуют зову сердца.

 

И поэтому по причине обиды или эмоционального срыва женщина, не подумав и не последовав голосу разума, могла бы дать развод, а впоследствии, когда эмоции утихнут, сожалеть о содеянном. Именно поэтому Всевышний не дал женщинам права на развод. Но сказанное никак не означает, что жена – узница в руках неадекватного мужа. Если муж не исполняет своих обязанностей, если с ним невозможно жить (каждая жена из-за обиды может подумать, что с мужем невыносимо жить, поэтому судить нужно не эмоциями, а разумом), то она имеет право потребовать у него развод, а в случае отказа с его стороны – поднять этот вопрос вплоть до имама («Шархуль махалли»).


Но перед тем как пойти на этот шаг, женщина должна хорошо подумать: действительно ли с мужем так невыносимо жить или чувство обиды терзает её, поэтому она хочет от него уйти? Ведь есть много женщин, которые желают создать семью и иметь мужа, каким бы он ни был.

3. Каково шариатское решение относительно брака, когда один из супругов вышел (вышла) из Ислама?

Имам Джалалуддин аль-Махали в толковании к книге «Минхаджу талибин» (том 2, стр. 242) пишет следующее: «Если оба супруга вместе или один из них до половой близости выйдут из Ислама, то их никях расторгается. Если же [это произошло] после половой близости, то юридическая сила их брака приостанавливается. И если они вернутся в Ислам во время идды (период времени, в течение которого женщине запрещено выходить замуж), то брак между ними будет продолжен. А если один из них или оба останутся в неверии до конца идды, то их развод считается с того момента, когда один из них или они оба вышли из Ислама». 
 

 

4. Разрешается ли включить в число тех, кому я отдаю закят, своего родственника? У меня есть племянник, женатый, у которого есть дети, но он бедно живёт. Можно ли мне отдать закят и ему?

Закят можно отдать тем людям, пусть даже они будут родственниками, которых выплачивающий закят не обязан обеспечивать. Поэтому не считается выплаченным закят, отданный матери, отцу, бабушке, дедушке, которых повзрослевший ребёнок обязан обеспечивать. Не считается действительным и закят, отданный своим маленьким детям и жене, так как отец обязан их обеспечивать. В данном случае речь идёт о том, что не засчитывается закят, отданный тем людям, которых человек обязан обеспечивать, относящихся к категории мискинов и факиров.

 

Если же эти родственники, которых он обязан обеспечивать, относятся к другим категориям – например, к должникам (гарим), то можно им давать закят. И таким родственникам даже предпочтительней отдать, чем посторонним, так как в хадисе, рассказанном Салманом бин Амиром  , переданном Тирмизи (№658), Насаи (№5/92) и Ибн Маджа (№1844), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ  сказал:

« Садака (милостыня), отданная бедному, будет считаться за садака, а отданная (нуждающемуся) родственнику засчитывается как садака и как скрепление родственных связей»

(см. «Фикхуль Манхаджий», стр. 324–326, том 1, издательство «Даруль Калями»).

 

Исходя из того, что обеспечивать племянника вам не вменяется в обязанность, отданный ему закят будет считаться действительным. Даже предпочтительнее отдать закят ему, но лишь в том случае, если он действительно входит в одну из категорий людей, которым полагается закят.
 

 

5. По мазхабу имама Шафии обязательно ли оставлять бороду? Сбривать бороду можно?

По мазхабу имама Шафии сбривать бороду нежелательно – макрух, а отпустить бороду – это сунна, но не обязанность.

В книге «Хашият аль-Ианат» написано:

«По мнению имама аль-Газали, Шейха аль-Исляма (Закария аль-Ансари), Ибн Хаджара в книге «Тухфат», ар-Рамли, аль-Хатиба аш-Ширбини и др., более достоверным является утверждение, что сбривать бороду нежелательно, но не запретно».

 

В соответствии с вышеприведёнными высказываниями учёных, по мазхабу имама Шафии нет запрета сбривать бороду, но нежелательно. Примечание: некоторые утверждают, что имам Шафии в своей книге «Аль- Умму» пишет о запрете сбривать бороду, но это неверное понимание слов имама Шафии – в явной форме имам не говорил такого.
 

6.  Могу ли я выплатить закят, следуя имаму Абу Ханифе, если у меня собралась сумма денег, равная нисабу серебра? Сейчас серебро стоит примерно 35 руб. за грамм. Или надо ждать, чтобы у меня эта сумма пролежала целый год, а потом выплачивать?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, Ибн Хаджар аль-Хайтами, в своей книге «Тухфатуль Мухтадж», том 3, стр. 264, сказал: «По единогласному мнению, нисаб серебра (минимум, облагаемый закятом) – 200 дирхамов (560 г), нисаб золота – 20 мискалов (80 г)».

 

Имам ан-Навави в своей книге «Минхаджу атТалибин» сказал:

«Не разрешается досрочно выплачивать закят, если имущество не достигает нисаба. Если же имущество достигает нисаба, то разрешается досрочно за один год выплатить закят».

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: вам необязательно следовать мазхабу имама Абу Ханифы в том, о чём вы упомянули в вашем вопросе; вы можете сделать это, следуя имаму ашШафии. 
 

7. Нужно ли менять кафан (саван), если на него попала наджаса в каком-либо количестве? 
 

Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димъятийю в своей книге «Ианату ат-Талибин» сказал:

«Условием джаназа-намаза за мёртвым является предварительная чистота от наджасы (к наличии которой не делается снисхождения в Шариате) тела мёртвого, чистота всего, что соприкасается с ним, так же, как это является условием для живого человека (т.е. того, кто совершает джаназа-намаз). Поэтому не считается действительным джаназа-намаз за мёртвым, если есть наджаса на теле мёртвого, на саване мертвого или, например, на ножке носилок, к которым привязан мёртвый».

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли, в своей книге «Нихаятуль Мухтадж» сказал:

«Если после купания мёртвого, до окутывания его в саван или после, выйдет наджаса из его тела или из его половых органов, или же на его тело в конце купания или после купания извне попадёт наджаса, то нужно удалить эту наджасу, но возобновлять купание или что-то другое (малое омовение) не нужно».

 

Сулайман ибн Мухаммад ибн Умар альБуджайрамийю в своих комментариях к книге «Манхадж» сказал:

«Если невозможно мытьём остановить кровь, которая выходит из мёртвого человека, то купание мёртвого и джаназа-намаз за ним считаются действительными, так как он подобен человеку, у которого недержание мочи, намаз которого считается, как и джаназа-намаз за ним (хоть у него выходит моча). Из уподобления мёртвого (кровь которого невозможно остановить) человеку, у которого недержание мочи, следует вывод, что нужно сразу после купания наполнить ватой и т.д. место, откуда выходит кровь, наложить на это место повязку и сразу же приступить к джаназа-намазу за ним. Если же отложить намаз не по причине, связанной с пользой для джаназа-намаза, например ждать большого количества людей для джаназа-намаза (так как это сунна), то всё (наполнение ватой и накладывание повязки) нужно сделать заново».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что менять саван, на который попала наджаса (к которой не делается по Шариату снисхождение), необязательно, а достаточно смыть эту наджасу вне зависимости от того, откуда она попала и когда попала.

 

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД
ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

 
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).