20 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи) от 15.12.2017

1. Когда нужно совершать земной поклон забывчивости (саджда сахв)? 2. Слышал, что в конце времён распространится риба (ростовщичество). Правда ли это? 3. Когда спать нежелательно? 4. Говорят, что нельзя совершать омовение там, где вода стекает в грязное место, а надо делать дома над тазом и эту воду выливать под растения или деревья. Но как быть тем, кто живёт в городе, где вода стекает в канализацию?

Когда нужно совершать земной поклон забывчивости (саджда сахв)?

 

Земной поклон забывчивости необходимо совершать в следующих случаях:

1. Если в суннат- или витр-намазах в последнем ракаате не прочитали суру «Аль-Фатиха».

2. Если, закончив чтение сур, перед поясным поклоном молча простояли время одного рукна (время, достаточное для троекратного произнесения «Субханаллах»).

3. Если в намазе, прочитав аят саджды тиляват, саджду совершили не сразу, а через некоторое время, то есть во время выполнения саджды намаза или в последующих ракаатах.

4. Если же в начале ракаата прочитать суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру, затем ещё раз прочитать «Аль-Фатиху», то саджда сахв не является обязательным.

5. Если имам в таравих- или витр-намазе прочитал суры про себя, то саджда сахв является обязательным. 6. Если ночной суннат-намаз совершают джамаатом и имам специально прочитал суры про себя, то саджда сахв не является обязательным, но это действие нежелательно. А если по забывчивости прочитали про себя, то саджда сахв является обязательным.

7. Если в первом ракаате совершить один земной поклон и вспомнить об этом во втором ракаате, то надо сразу совершить второй саджду и продолжить прерванный ракаат. В конце намаза совершить саджду сахв.

8. Если вы не уверены, сколько земных поклонов (один или два) совершили, то сделайте ещё один земной поклон и в конце намаза – саджду сахв.

9. Если совершающий намаз за имамом пропустил поясной или земной поклон, то он должен совершить его, как только вспомнит, и продолжить намаз с имамом. А если он и тогда не совершит его, то должен после «салама» имама восполнить этот пропущенный поклон и совершить саджду сахв. Если же он не восполнит пропущенный поклон, то намаз становится недействительным, и его надо совершить заново.

10.  Если в намазе перепутали поклоны, то есть земные совершили раньше поясного, то саджда сахв является обязательным.

11.  Если в намазе в одном ракаате два раза совершили поясной поклон, то саджда сахв является обязательным.

12. Если имам по забывчивости совершит третий земной поклон, то джамаат не должен совершать его, а в конце намаза все должны совершить саджду сахв.

13. Если ошиблись в намазе и совершение саджды сахв стало обязательным, но, забыв, не совершили его, то намаз станет неполноценным и его необходимо повторить. Но надо знать, что второй намаз будет засчитан как суннат, а фарзом будет считаться первый намаз с его неполноценностью. Второй намаз совершается для полноценности вознаграждения за намаз. Именно поэтому, если джамаат встанет для совершения этого второго намаза и кто-то присоединится к джамаату с намерением совершить фарз-намаз, то его фарз не будет засчитан, и он должен совершить его заново.

14. Если совершающий намаз сделает ошибку, требующую совершения саджды сахв, но по незнанию будет сомневаться, совершать ему его или нет, то будет лучше, если он его не совершит.

15. Если думаете, что пропустили одно из необходимых действий (ваджибов) в намазе, то из-за этого саджда сахв не становится обязательным. Но если всё же склоняетесь к тому, что действительно пропустили ваджиб, то в конце намаза надо совершить саджду сахв.

16. Если из-за ошибки стало необходимым совершение саджды сахв, но в последнем сидении засомневались, совершили ли его, то должны следовать тому, в чём больше уверены, а если мнение не склоняется ни в одну из сторон, то следует совершить саджду сахв.

17. Если перед совершением саджды сахв произнесли «салам», не повернув головы направо, а держа её прямо, то намаз действителен.

18. Если, забыв, вначале произнесли «салам» в левую сторону и совершили саджду сахв, то он не является обязательным.

19. Если имаму стало необходимым совершить саджду сахв, но он, забыв, не совершил его, то джамаат его также не совершает.

20. Если во время утреннего намаза саджда сахв стал необходимым, но времени было мало, и человек будет уверен, что во время совершения саджды сахв взойдёт солнце, то поклон не совершается.

21. Если из-за совершённой ошибки саджда сахв не стал обязательным, но человек, засомневавшись, совершил его, то, согласно решению учёных, намаз засчитывается.

22. Если из-за совершённой ошибки саджда сахв стал обязательным, но человек, забыв, не совершил его, а после «салама» громко засмеялся, то саджда сахв отпадает и намаз считается полноценным.

23. Если во время намаза допустили несколько ошибок, требующих обязательного совершения саджды сахв, то достаточно в конце намаза совершить один саджду сахв, а не несколько за каждую ошибку.

24. Если во время саджды сахв совершить ещё одну ошибку и некоторое время провести молча, размышляя, то саджда сахв не становится обязательным повторно.

25. Если путешественник начал намаз с намерением совершить его в два ракаата, затем допустил ошибку, в конце сделал саджду сахв, но до окончания намаза сделал намерение остановиться в этой местности более чем на 15 дней, то он должен довести намаз до четырёх ракаатов и в конце ещё раз совершить саджду сахв.

26. Если имам в четырёхракаатном намазе совершил ошибку и после третьего ракаата, сев для чтения «Ат-тахийята», понял это, но всё равно дочитал «Ат-тахийят» до конца и совершил саджду сахв, а затем произнёс «салам», то его намаз недействителен, так как саджда сахв не восполняет пропущенный ракаат.

27. Некоторые думают, что в таравих-намазе из-за ошибок саджда сахв не совершается. Это неправильное мнение, поэтому в таравих-намазе, как и в других, из-за совершения ошибки саджда сахв выполняется.

28. Если после поясного поклона до конца не выпрямились и на мгновение не остановились и опустились для земного поклона или между двумя садждами до конца не сели и на мгновение не остановились, то в обоих случаях, если это было сделано по забывчивости, саджда сахв совершается. А если это было сделано специально или вошло уже в привычку, то намаз необходимо повторить.

Слышал, что в конце времён распространится риба (ростовщичество). Правда ли это?


Пророк ﷺ сказал: «Грех за употребление еды, купленной на деньги, получаемые от процентов, хуже, чем тридцать прелюбодеяний. Тело человека, использующего эти деньги, достойно Ада». Пророк ﷺ сказал: «Всякий долг, который притягивает выгоду, называется риба (ростовщичество)».

 

Сын Масуда   сказал: «Заключающий сделку, связанную с процентами, его уполномоченный, его писарь, его свидетель – все они прокляты языком Мухаммада ﷺ до Судного дня, если они знают о них». Ростовщичество (риба) – это прибавление, поставленное условием при заключении сделки, при обмене одного товара на другой одного вида.

 

Например, если двое договорились обменяться пшеницей разного сорта и при этом поставили условие, что низкосортной пшеницы будет больше, чем пшеницы более высокого качества, то такая сделка запретна и называется ростовщичеством. Но если хозяин низкосортной пшеницы от себя, без предварительного условия, дал больше, то в этом нет ничего запретного, так как добавление не было условием сделки. Как нет запрета и при обмене мешка пшеницы на два мешка ячменя, даже если это и было условием при заключении договора, потому что в данном случае виды товара разные.

 

Шариатскими мерами, по которым оценивают соотношение товара, в данном вопросе являются вес и объём, а такие меры измерения, как длина или штучное количество, не рассматриваются. Так, например, если пять метров материи поменять на семь метров материи одного вида или одно куриное яйцо поменять на два куриных яйца, то в этом случае ростовщичества нет. Коротко говоря, ростовщичество возникает при обмене вещей одного вида, различных по весу или объёму; но если вид разный, к примеру пшеница за ячмень или золото за серебро, то разрешается различие в мерах.

 

При этом необходимо учитывать ещё и то, чтобы обмен товара происходил в одно время из рук в руки без предоставления одной из сторон отсрочки, независимо от того, различаются ли вес и объём или нет, а также съедобный этот товар или нет. Так, если кто-либо продал мешок извести за два мешка извести без отсрочки, то в ханафитском мазхабе это запрещено из-за различия объёма, но разрешается по мазхабу Шафии, потому что по этому мазхабу рассматривается только съедобный товар.

 

Но разрешается продать один орех за два ореха, одно яйцо за два яйца и одно яблоко за два яблока в ханафитском мазхабе изза отсутствия меры, но не разрешается по мазхабу Шафии, из-за того что они съедобные. Ростовщичества нет, если обмениваемый товар с обеих сторон меньше половины саха (1 кг 625 г), потому что нет меры в Шариате меньшей, чем половина саха, и нет меры веса относительно золота и серебра меньшей, чем зарра (0,00000023 г).

 

Поэтому при обмене 100 г пшеницы одного сорта на 200 г другого или зарра золота на зарра золота и зарра серебра на зарра серебра риба не возникает. Но здесь нужно отметить ещё и то, что при обмене вещей, относящихся к риба, не должно быть отсрочки. Так как если будет установлена рассрочка, пусть даже вес товара каждой из сторон не достигает половины саха, то это – риба.

 

Пророк ﷺ запретил, чтобы некоторые вещи различались в объёме. Этот запрет остаётся в силе и по сей день, даже если впоследствии к ним стали применяться иные меры измерения. Это четыре вида: пшеница, ячмень, финики, соль; если поменять пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики и соль на соль одинаково по весу, но с различием в объёме, то такая торговля запрещена.

 

Запрет Пророка ﷺ на различия в весе некоторых вещей действует и сегодня, даже если в настоящее время их не измеряют весами. К ним относятся два вида: золото и серебро. Запрещается продавать золото за золото с различием в весе, даже если объём будет одинаковым. Те же вещи, кроме этих шести, о которых Пророк  ничего не говорил, измеряются, как обычно принято.

 

Разрешается продавать одежду из хлопка за хлопок – из-за различия вида товара. Запрещено покупать зерно, отдав муку, потому что мука и зерно по сути одно и то же, и если смолотить зерно, то получится различие в весе. Разрешается продавать мясо за мясо разных животных с различием в весе. Например, мясо верблюда за мясо коровы или овцы, а что касается мяса буйвола и коровы, то оно считается одним видом, а также мясо барана и козы. Между ними не разрешается различие в весе, поэтому нужно продавать с одинаковым весом и без отсрочки, если даже цвет мяса будет разным.

 

Молоко коровы и козы можно продавать с различием по объёму, потому что оно разное. Разрешается продавать свежие финики за сушёные и виноград за изюм одного вида; яблочный уксус за виноградный с различием по объёму. Разрешается продавать хлеб за пшеницу с различием в весе. Да убережёт нас Всевышний Аллах от греха риба.


Когда спать нежелательно?  


Пророк ﷺ сказал: «Сон бывает семи видов:

1. Сон отвлечённых от Аллаха – в местах поминания Аллаха .

2. Сон несчастных – во время намаза.

3. Сон проклинаемых – во время рассвета до восхода солнца.

4. Наказуемый сон – после появления рассвета или же после утреннего намаза до поднимания солнца на высоту копья (через 30–40 мин. после восхода солнца).

5. Милостивый сон – до обеденного намаза.

6. Дозволенный сон – после обеденного намаза.

7. Сон, приводящий к убытку, – в ночь на пятницу».

 


Говорят, что нельзя совершать омовение там, где вода стекает в грязное место, а надо делать дома над тазом и эту воду выливать под растения или деревья. Но как быть тем, кто живёт в городе, где вода стекает в канализацию?


Вода, которой совершили обязательное омовение, называется использованной (мустамал). Она непригодна для повторного омовения, и поэтому нет причины для запрета на её попадание в грязное место. И необязательно, чтобы омовение делалось лишь дома и над тазом и выливать эту воду под растения или деревья.

 

Если бы это было обязательным, то большинство мусульман лишились бы возможности делать омовение, потому что не всегда человек бывает дома и там, где есть таз, и не всегда делает омовение там, где есть растения или деревья, чтобы вылить под них воду. Поэтому тем, кто проживает в населённых пунктах, где имеется канализация, можно делать омовение без каких-либо сомнений.