09 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Начало сражения при Ухуде

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Наконец две армии сошлись, и завязался бой. Первым верхом на верблюде выехал знаменосец многобожников и один из их самых отважных всадников Тальха бин Абу Тальха аль-Абдари, которого мусульмане называли «тараном отряда». Он стал вызывать на поединок кого-нибудь из мусульман, однако люди отказывались принимать вызов, опасаясь его смелости. Тем не менее, к нему всё же вышел аз-Зубайр رضي الله عنه, который сразу же бросился на него и оказался на спине его верблюда, сбросил Тальху на землю, оттолкнул его от себя и зарубил своим мечом. Пророк ﷺ, видевший этот удивительный поединок, воскликнул: «Аллаh I Велик!» – и мусульмане повторили за ним эти слова. Пророк ﷺ похвалил аз-Зубайра и сказал о нём следующее: «Поистине, у каждого пророка был свой апостол, а моим апостолом является аз-Зубайр رضي الله عنه». 

Сражение вокруг знамени 

После этого жестокое сражение разгорелось по всему полю боя, но особенно яростно бойцы сражались друг с другом вокруг знамени многобожников. После гибели своего предводителя Тальхи бин Абу Тальхи знаменосцы из рода Бану Абд ад-Дар стали сменять друг друга. Сначала знамя подхватил его брат Шайба Усман бин Абу Тальха, ринувшийся в бой со словами: «Поистине, знаменосцы обязаны либо орошать землю своей кровью, либо лишиться голов своих». На него напал Хамза бин Абд аль-Мутталиб رضي الله عنه, который нанёс Шайбе удар мечом и отрубил ему руку вместе с плечом. После этого знамя взял Абу Саад бин Абу Тальха, но Саад бин Абу Ваккас رضي الله عنه поразил его стрелой в горло, и он испустил дух. Согласно другому сообщению, Абу Саад стал вызывать мусульман на поединок, и к нему вышел Али бин Абу Талиб رضي الله عنه. Они нанесли друг другу по два удара, и Али убил его. После этого знамя взял Мусафи бин Тальха бин Абу Тальха, которого сразил стрелой Асим бин Сабит Абу ль-Афлях رضي الله عنه. Затем знамя подхватил его брат Киляб бин Тальха, на которого бросился аз-Зубайр бин аль-Аввам رضي الله عنه и сразил его насмерть. После этого знамя взял их брат аль-Джалляс бин Тальха, которого пронзил копьём и убил Тальха бин Убайдуллах رضي الله عنه. Согласно другому сообщению, его поразил насмерть своей стрелой Асим бин Сабит бин Абу ль-Афлях رضي الله عنه. 

Ход сражения в других местах 

Как уже было отмечено, наиболее яростное сражение разгорелось вокруг знамени курайшитов, но жестокий бой шёл и в других местах. В рядах мусульман господствовал дух веры, поэтому они проносились среди бойцов многобожников подобно потоку, сметавшему на своём пути любые преграды. Впереди был Абу Дуджана رضي الله عنه в своей красной повязке, державший в руках меч Посланника Аллаhа ﷺ и решивший во что бы то ни стало распорядиться им должным образом. 

Абу Дуджана رضي الله عنه рассказывал: «Я увидел человека, который обезображивал лица наших воинов, отрезая различные их части, и направился к нему, а когда я напал на него, он завопил, и оказалось, что это женщина, и я не стал рубить её мечом из уважения к мечу Посланника Аллаhа – Пророка ﷺ». Этой женщиной была Хинд бинт Утба. 

Хамза бин Абд аль-Мутталиб رضي الله عنه сражался как разъярённый лев, ворвавшись в самый центр войска многобожников, не жалея себя. Враги разлетались от него подобно листьям, разлетающимся под напором вихря. И он сражался с лучшими вражескими воинами, пока не погиб, находясь в первых рядах бойцов. Однако он был убит не так, как обычно убивают героев, которые сражаются лицом к лицу с врагом, но был убит предательски, подобно тому, как убивают благородных людей под покровом ночи. 

Гибель льва Аллаhа ﷻ Хамзы бин Абд аль-Мутталиба رضي الله عنه

Вахши бин Харб, который убил Хамзу رضي الله عنه, рассказывал:

– Я был рабом Джубайра бин Мутъима, дядя которого, Туайма бин Ади, был убит в Битве при Бадре. Когда курайшиты выступили в поход на Ухуд, Джубайр сказал мне: «Поистине, если ты убьёшь Хамзу, дядю Мухаммада ﷺ, в качестве мести за моего дядю, то получишь свободу». И я пошёл вместе с другими людьми, поскольку, будучи эфиопом, умел хорошо метать копьё и редко промахивался. Когда люди сошлись друг с другом, я тоже вышел на поле боя, стал разыскивать Хамзу رضي الله عنه и в конце концов увидел его в самой гуще схватки, и был он подобен верблюду пепельного цвета. Он разбивал ряды курайшитов, и никто не мог противостоять ему. Я стал следовать за ним, прячась то за деревом, то за камнем, выжидая, когда он приблизится ко мне. И вот, когда он достаточно близко подошёл ко мне, я потряс своим копьём и бросил в него. Копьё вонзилось ему в живот. Он попытался приблизиться ко мне, но не смог. Я не трогал ни его, ни своё копьё, пока он не умер. А потом я подошёл к нему, вытащил своё копьё, вернулся в лагерь и сел там, так как в этом бою мне нужно было убить только его, чтобы получить свободу. После этого я вернулся в Мекку, и меня действительно отпустили на свободу.

Сообщается, что Вахши принял Ислам после осады Таифа,  впоследствии убил этим же своим копьём лжепророка Мусайлиму и сам был убит за веру в бою против византийцев при Ярмуке.

Господство на поле боя 

Несмотря на тяжёлую утрату, которую понесли мусульмане, потеряв Хамзу бин аль-Мутталиба رضي الله عنه, они продолжали сохранять полный контроль надо всем происходящим. Абу Бакр رضي الله عنه, Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه, Али бин Абу Талиб رضي الله عنه, аз-Зубайр бин аль-Аввам رضي الله عنه, Мусъаб бин Умайр رضي الله عنه, Тальха бин Убайдуллах رضي الله عنه, Абдуллах бин Джахш رضي الله عنه, Саад бин Муаз رضي الله عنه, Саад бин Убада رضي الله عنه, Саад бин ар-Рабиа رضي الله عنه, Анас бин ан-Назр رضي الله عنه и другие сражались так яростно, что это поколебало решимость многобожников и ослабило их. 

От объятий жены – к сражению на мечах 

Одним из героев, не жалевших себя в этот день, был Ханзаля бин Абу Амир رضي الله عنه. Ханзаля только недавно женился и находился у своей жены, но, услышав шум битвы, он немедленно покинул своё ложе, чтобы сразиться с врагами. Встретившись с многобожниками на поле боя, он прорвался сквозь их ряды, добрался до предводителя мекканцев Абу Суфьяна Сахра бин Харба и был близок к тому, чтобы убить его. В это время его увидел Шаддад бин аль-Асвад и нанёс ему смертельный удар. Пророк ﷺ прозвал его Ханзаля аль-Гасиль – «омытый», по той причине, что после смерти на поле боя его тело омыли ангелы. 

Вклад в сражение отряда лучников 

Отряду лучников, который Посланник Аллаhа ﷺ поставил на гору ар-Румат, принадлежала основная заслуга в том, что бой складывался в пользу мусульман. Конница мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида, которому помогал Абу Амир аль-Фасик, предприняла три атаки на левое крыло мусульманской армии, чтобы смять его, выйти мусульманам в тыл и нанести им поражение, однако лучники всё время обстреливали их, и все их атаки закончились неудачей.

Многобожники терпят поражение 

Так проходило это сражение, во время которого полный контроль над происходящим принадлежал меньшей по численности мусульманской армии. В конце концов лучшие бойцы многобожников пали духом, их ряды стали распадаться по всем направлениям, и казалось, что три тысячи многобожников противостояли не нескольким сотням, а тридцати тысячам мусульман, продемонстрировавшим высшие примеры храбрости и уверенности. Приложив все силы для отражения атак мусульман, курайшиты стали ощущать слабость и совершенно пали духом, и никто из них не осмеливался даже приблизиться к своему знамени, упавшему на землю, чтобы поднять его. После этого курайшиты начали отступать, а потом бросились в бегство, позабыв о том, что они говорили самим себе относительно отмщения и возвращения себе былой славы и уважения. 

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов