Сегодня: 20 Мая 2024 года
поделиться

Жизнь Пророка ﷺ в Медине

Мединский период в целом можно разделить на три нижеперечисленных периода.

1. Период, характерной чертой которого являлись волнения и смуты в сочетании с различными внутренними проблемами. В это время на Медину нападали и внешние враги, цель которых состояла в уничтожении её населения. Этот период продолжался до заключения перемирия в аль-Худайбийи в месяце Зуль-Каада 6-го года хиджры (мусульманского летоисчисления).

2. Период перемирия с предводителями идолопоклонников, завершившийся завоеванием Мекки в месяц Рамадан 8-го года хиджры. Этот период характеризовался также обращениями к царям соседних стран с призывом уверовать в Единого Господа.

3. Период массового присоединения людей к религии Всевышнего, когда в Медину являлись делегации различных арабских племён и отдельные люди. Этот период продолжался до самого конца жизни Пророка ﷺ, который покинул этот бренный мир в месяце Раби уль-Авваль 11-го года хиджры.

Первый этап. Положение в Медине после переселения Посланника Аллаhа ﷺ и его сподвижников.

Смысл этого переселения заключался не только в избавлении от искушений и насмешек жителей Мекки, но и в том, что оно позволило объединить усилия верующих, направленные на создание нового общества в безопасном месте. Посланник Аллаhа ﷺ стал духовным и политическим лидером, направлявшим процесс созидания этого общества и державшим в своих руках все нити управления.

В Медине Пророку ﷺ приходилось иметь дело с тремя группами людей, положение каждой из которых явно отличалось от положения любой другой. С представителями каждой из этих групп нужно было решать свои вопросы. Речь идёт о нижеследующих группах.

1. Благородные сподвижники Посланника Господа ﷺ.

2. Многобожники, которые ещё не уверовали и являлись представителями населявших Медину племён.

3. Иудеи, жители Медины.

Проблемы сподвижников Пророка ﷺ заключались в том, что в Медине они оказались в совершенно иных условиях, нежели те, к которым они привыкли в Мекке. Несмотря на то, что в Мекке их объединяла общая идея и общие цели, они жили в разных местах и были унижены и гонимы. В Медине всё с первого же дня оказалось в руках самих верующих, пришло время самим решать вопросы обустройства, жизнеобеспечения, экономики, политики, управления, мира и войны, а также полностью пересмотреть всё, что касалось дозволенного и запретного, поклонения, нравственности и всех прочих жизненно важных вопросов. Для них настало время объединения в новое исламское общество, которое во всех отношениях отличалось бы от общества эпохи невежества (джахилийи), да и вообще от любого общества, когда-либо существовавшего на земле. Это общество должно было стать примером исламского призыва, ради осуществления которого верующие в течение тринадцати долгих лет претерпевали всевозможные преследования и мучения.

Формирование нового общества на основе законов Господа

Ясно, что формирование любого общества такого типа не могло завершиться за один день, месяц или год, и для этого в любом случае требовалось долгое время, в течение которого должно было сложиться законодательство наряду с постепенным процессом развития, подготовки и воспитания людей. Всевышний Господь был источником этих законов, а Посланник Аллаhа ﷺ воплощал их в жизнь, направлял к этому людей и воспитывал своих последователей в духе подчинения Создателю.

Всевышний в одном из аятов Корана сказал (смысл комментария): «Он – Тот, кто отправил к неграмотным (не имеющим писать и читать арабам) Посланника из них же (араба, как и они). Он читает им Его (Всевышнего Господа) аяты, очищает их (от духовных и физических нечистот) и обучает их Книге (Корану) и мудрости (Сунне), хотя раньше они пребывали в явном заблуждении» (сура «Аль-Джум’а», аят 2).

Это было главной целью Посланника Аллаhа, и в этом заключалась мудрость исламского призыва и послания Мухаммада ﷺ. Однако осуществление этой цели не требовало принятия каких-либо срочных мер, тогда как некоторые другие вопросы надо было решать безотлагательно.

Мусульмане Медины разделялись на две группы: часть их жила на своей земле в собственных домах и пользовалась своим имуществом, и в этом отношении их могло волновать лишь то, что обычно волнует человека как члена общества. К этой группе относились ансары («помощники», так начали называть жителей Медины), однако их разделяли серьёзные разногласия и давняя постоянная вражда. Вместе с ними находилась другая группа, в которую входили мухаджиры (переселенцы из Мекки), не знавшие всего этого. Они спаслись бегством в Медину и не имели там ни пристанища, где они могли бы укрыться, ни работы, благодаря которой они могли бы себя обеспечить, ни богатства, которое могло бы стать для них опорой. Этих беженцев было в Медине немало, и количество их день ото дня росло, так как переселяться было дозволено каждому, кто уверовал в Аллаhа ﷻ и Его Посланника ﷺ.

Известно, что Медина не являлась богатым городом. После переезда туда мухаджиров её экономическое положение стало неустойчивым, а в этот трудный период враждебные Исламу силы ещё и организовали нечто вроде экономической блокады, в результате чего все поставки в Медину сократились, и положение там осложнилось.

Многобожники Медины и влияние

Вторую группу людей составляли собой многобожники, являвшиеся представителями местных племён и не имевшие власти над мусульманами. Некоторые из них испытывали сомнения и колебались относительно того, стоит ли им отрекаться от религии их предков, однако они не питали вражды к Исламу и мусульманам и ничего против них не замышляли, а через непродолжительное время эти люди и сами стали искренне исповедовать эту религию. Вместе с тем среди них были и такие, кто питал сильную злобу и враждебные чувства по отношению к Пророку ﷺ и мусульманам. Однако они не могли противодействовать открыто и были вынуждены выказывать им дружелюбие, приспосабливаясь к обстоятельствам. Во главе этих людей стоял Абдуллах бин Убайй.

Раньше, после битвы при Буасе, племена Авс и Хазрадж были готовы признать его в качестве общего вождя, тогда как до этого они никогда не могли договориться относительно единого кандидата. Они уже нанизали для него жемчуг, чтобы увенчать его короной и вручить ему власть, а он был близок к тому, чтобы стать царём жителей Медины, как вдруг приехал Посланник Всевышнего ﷺ, и люди перешли к нему. Убайй считал, что Пророк ﷺ лишил его власти, и тайно ненавидел его. Увидев, что сложившиеся условия не способствуют дальнейшему исповеданию им многобожия и что он может лишиться мирских выгод, этот человек внешне принял Ислам после битвы при Бадре, но внутренне оставался неверующим. Он не упускал ни одной возможности досадить Пророку r и мусульманам, а другие предводители племён, являвшиеся его товарищами и не достигшие того положения, которое они надеялись занять при его власти, помогали ему и оказывали всяческую поддержку в осуществлении его планов. Иногда они использовали для этого те или иные события и таких мусульман, которые были не в состоянии распознать их истинные намерения.

Адиль Ибрагимов