Сегодня: 20 Мая 2024 года
поделиться

Последствия второй встречи Пророка  с жителями Медины. Первые переселенцы

Вторая встреча Пророка  с жителями Медины происходила в атмосфере любви, доброжелательности и взаимопомощи.

Верующие – люди разных сословий – доверяли друг другу, проявляли смелость и были готовы пожертвовать собой на этом пути.

Верующий из Ясриба (Медины) ощущал жалость к своему слабому брату из Мекки, был готов всеми силами защищать его и испытывал гнев к тем, кто его притесняет. Эти чувства не были результатом минутного порыва, так как их источником являлась вера в Господа, Его Посланника ﷺ и Его Писание. Эта вера могла противостоять любым силам несправедливости и агрессии и творить чудеса.

Сатана распространяет известие о соглашении

После того как, заключив соглашение, люди уже были готовы разойтись, об этом узнал один из шайтанов (сатана), но у него уже не было возможности тайно оповестить об этом предводителей курайшитов, чтобы те застали собравшихся врасплох. Тогда он поднялся на возвышенность и закричал во весь голос: «О живущие в домах, поднимайтесь против Мухаммада ﷺ и тех вероотступников, которые находятся вместе с ним, ведь они собрались, чтобы воевать с вами!» Услышав это, Пророк ﷺ сказал: «Это Азаб (имя шайтана), обитающий в Акабе! О враг Аллаhа I, я ещё доберусь до тебя!» – а потом велел людям разойтись по своим стоянкам.

Курайшиты заявляют протест руководителям Медины

 Достигнув слуха курайшитов, это известие вызвало у них беспокойство и грусть. Они понимали, какие последствия это соглашение может повлечь как для них, так и для их богатства. На следующий день большая делегация предводителей мекканцев отправилась к палаткам жителей Ясриба, чтобы выразить решительный протест против заключённого соглашения с Пророком ﷺ. Им было сказано: «О хазраджиты, до нас дошло, что вы явились к этому человеку, чтобы забрать его от нас и принести ему клятву, что вы будете воевать с нами! Но, поистине, клянёмся, что нет среди арабов тех, воевать с кем для нас было бы ненавистнее, чем воевать с вами!»

Многобожники-хазраджиты ничего не знали об этом соглашении, заключённом в глубокой тайне под покровом ночи, и поэтому стали тоже клясться, говоря: «Ничего такого не было и нам об этом ничего не известно!»

Что же касается верующих, то они посматривали друг на друга, но хранили молчание, ничего не отрицая и не подтверждая. В результате предводители курайшитов, почти поверив заверениям многобожников, вернулись ни с чем.

Курайшиты убеждаются в достоверности сообщения и начинают преследовать тех, кто дал клятву

Предводители мекканцев почти убедились, что полученное ими известие – ложное, однако они продолжали выяснять и доискиваться и в конце концов убедились, что им сказали правду и соглашение действительно было заключено. Это произошло уже после того, как паломники из Медины отправились в обратный путь. Тогда курайшиты бросились вдогонку за ними на лошадях, но время было упущено, и им удалось увидеть только Сада бин Убаду رضي الله عنه и аль-Мунзира бин Амра رضي الله عنه, которых они стали преследовать. Аль-Мунзиру رضي الله عنه удалось уйти, а Саад رضي الله عنه был схвачен. Привязав ему руки к шее ремнём от седла, они стали избивать его, а потом волокли за волосы до самой Мекки, где аль-Мутъим бин Адий и аль-Харис бин Харб вызволили его, так как они знали Саада رضي الله عنه – он обеспечивал защиту их караванов, проходивших через Медину.

Потеряв Саада رضي الله عنه, ансары решили вернуться за ним, но неожиданно он сам явился, и все они благополучно вернулись в Медину.

Первые переселенцы из Мекки в Медину

Переселяясь в Медину, сподвижники Пророка ﷺ были готовы жертвовать всем самым дорогим, что у них имелось, – домом, родиной, личным имуществом. И каждый из них, понимая, что в пути его могут убить или ограбить, шёл навстречу неизвестному будущему, не зная, чем закончатся все его тревоги и печали. В свою очередь, многобожники стали препятствовать их отъезду, чувствуя, что это представляет для них угрозу.

Первым переселенцем стал Абу Салама رضي الله عنه, вместе с женой и сыном он уехал за год до второй встречи в Акабе. Когда он решил уехать, родственники жены сказали ему: «Ты волен поступать как знаешь, ибо мы не можем приказывать тебе, но что ты скажешь о нашей родственнице? Почему мы должны позволять тебе везти её неизвестно куда?» После чего забрали у него его жену Умм Саламу رضي الله عنه. Это вызвало гнев родственников Абу Саламы, которые сказали: «Мы не оставим нашего ребёнка с ней, раз вы забрали её у нашего родственника!» И те и другие стали тянуть мальчика к себе и вывихнули ему руку, и всё же родственники Абу Саламы رضي الله عنه увели его с собой. После этого он уехал в Медину один, а Умм Салама رضي الله عنه после отъезда мужа и разлуки с сыном целый год ходила в одно из укромных ущелий Мекки и плакала там до самого вечера. В конце концов один из родственников пожалел её и предложил: «Не отпустить ли вам эту несчастную? Ведь вы разлучили её с мужем и сыном!» И они согласились: «Если хочешь, поезжай к своему мужу». Тогда она забрала сына у родственников мужа и отправилась в Медину, до которой ей надо было самостоятельно проехать почти пятьсот километров. Однако в местечке ат-Танъим (окрестность Мекки) её встретил Усман бин Тальха رضي الله عنه. Узнав о её положении, он решил сопроводить её до самой Медины. Увидев окрестности села Куба (ныне территория Медины), он сказал: «Твой муж находится в этом селении, входи же туда с благословения Всевышнего», а сам вернулся в Мекку.

Пожелавшему переселиться Сухайбу رضي الله عنه неверные курайшиты сказали: «Ты явился к нам как презренный голодранец, разбогател у нас и достиг того, чего ты достиг, а теперь хочешь уехать сам и увезти своё богатство?» На это Сухайб رضي الله عنه предложил: «А если я отдам вам всё, что имею, вы отпустите меня?» Они согласились. И он произнёс: «Тогда я всё отдаю вам». Узнав об этом, Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Сухайб رضي الله عنه оказался в выигрыше, Сухайб رضي الله عنه оказался в выигрыше».

Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه, Айяш бин Абу Рабиа رضي الله عنه и Хишам бин аль-Аси бин Ваиль رضي الله عنه условились встретиться утром в некоем месте, чтобы уехать в Медину. Однако подошли туда только Умар رضي الله عنه и Айяш رضي الله عنه, а Хишама رضي الله عنه задержали мекканцы. После того как Умар رضي الله عنه и Айяш رضي الله عنه остановились в Куба, туда приехали Абу Джахль и его брат аль-Харис, желавшие повидаться со своим родным братом Айяшем رضي الله عنه. Они сообщили ему: «Поистине, твоя мать дала обет не расчёсывать волосы и не укрываться в тени от солнца, пока не увидит тебя». Айяшу رضي الله عنه стало очень жалко её. Умар رضي الله عنه предостерёг его: «О Айяш رضي الله عنه, клянусь Всевышним, твои соплеменники хотят только отвратить тебя от твоей религии, так берегись же их! Клянусь, если твою мать станут одолевать вши, она будет расчёсываться, а если жара в Мекке усилится, то она обязательно укроется в тени». Однако Айяш رضي الله عنه твёрдо решил ехать с ними, чтобы освободить мать от данной ею клятвы. Видя его решимость, Умар رضي الله عنه сказал ему: «Раз уж ты решил ехать, то возьми эту мою породистую верблюдицу и не слезай с неё, и если твои соплеменники вызовут у тебя подозрения, то спасайся на ней». И Айяш رضي الله عنه выехал на этой верблюдице вместе со своими братьями, а когда они проехали часть пути, Абу Джахль сказал ему: «О сын моего брата, мой верблюд плохо идёт, так нельзя ли мне ехать на твоей верблюдице позади тебя?» Айяш رضي الله عنه согласился и опустил её на колени. То же самое сделали со своими верблюдами и его братья, желая дать Абу Джахлю возможность перейти на верблюдицу Айяша رضي الله عنه, но, ступив на землю, они набросились на него и связали. А потом они привезли связанного Айяша رضي الله عنه в Мекку среди бела дня и сказали: «О жители Мекки, поступайте с неразумными среди вас так, как поступили мы с этим нашим глупцом!»

Адиль Ибрагимов