09 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Хотите, чтобы ребёнок заговорил, – заберите телефон, дайте пластилин!

С каждым годом всё больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Задержка речевого развития, дефекты дикции, заикание, дислексия, дисфония – если вовремя не скорректировать эти нарушения, то в будущем ребёнок может столкнуться с проблемами в обучении и общении со сверстниками. Как помочь своему малышу заговорить? При каких симптомах нужно бежать к логопеду? Чем отличается тетрадь лодыря от тетради ученика, страдающего дисграфией? На все эти вопросы нам поможет ответить учитель-логопед Эльмира Илюсовна Бариева. 

– С какого возраста родителям нужно начинать обращать внимание на дефекты речи своих детей?
– Если к 2–2,5 года у ребёнка совсем маленький словарный запас, он не говорит даже элементарные слова, такие как «мама», «папа», «кошка», полностью, а просто воспроизводит слоги «ма», «па» «мяу», в речи присутствует детский лепет, он не понимает, когда к нему обращаются, – это звоночки, которые должны заставить родителей обратиться к специалистам. Дети очень разные, некоторые уже к двум годам говорят длинными предложениями, рассказывают стихи, другие осваивают это только к трём годам, это некритично. Главное, чтобы к 2,5 года малыш умел говорить простые предложения, вести диалог с родителями. 

– Это касается становления речи. А если взять во внимание разные дефекты, которые встречаются у детей, например, проблемы со звуком «р», с шипящими? 
– Ребёнок осваивает каждый звук в определённом возрасте. Например, всеми любимый «р» появляется только в пять-шесть лет, поэтому не стоит ждать от четырёхлетнего малыша идеальной дикции. В Интернете есть таблица появления звуков у ребёнка. Можете ознакомиться с ней, чтобы понять, в каком возрасте у детей устанавливается правильное произношение того или иного звука. 

– Если выраженных проблем нет, что могут сделать родители, чтобы способствовать гармоничному развитию речи и правильной дикции малыша?
– Ваш ребёнок начал говорить, общается со сверстниками, у него есть хороший словарный запас. Это прекрасно, но родителям не стоит расслабляться и пускать всё на самотёк. В моей практике был случай, когда у полностью здоровой девочки проявились расстройства аутистического спектра в 5-м классе, после перехода в новую школу. Поэтому родители всегда должны быть чутки к состоянию ребёнка, главное – стараться максимально беречь его от стрессов. Одна из причин проблем с речью – это постоянное зависание в телефоне, планшете, компьютере, телевизоре. Перед малышом есть очень красочный мультфильм, с громкими звуками, шутками и другими элементами для привлечения внимания. За него все говорят, у него нет никакой потребности отвечать.

Соска и бутылочка, которые очень долго присутствуют в жизни современных детей, тоже мешают развитию речевых функций. Нужно стараться как можно быстрее от них отказаться, перейти хотя бы на поильник. 

Чтобы проблем с речью у детей не было, заберите у них из рук телефоны, дайте книги, пластилин, карандаши. Всё, что связано с мелкой моторикой, напрямую влияет на развитие речи. Пусть дети лепят из пластилина, раскрашивают, собирают мозаики, делают аппликации. Очень хорошо на речевые функции ребенка влияют игры на развитие дыхания, самое простое – мыльные пузыри. Заучивайте небольшие стихи, детям трёх-пяти лет это очень интересно. Старайтесь почаще играть с ними в настольные игры, например, мемори. 

– Сейчас очень много онлайн-курсов. Эффективны ли занятия с логопедом в таком режиме?
– Да, это вполне возможно, при исправлении звуков логопеду необязательно находиться рядом. Бывают дети, которым проще расслабиться и войти в контакт со специалистом, находясь дома в привычной обстановке. В этом случае тягу современных детей к технике можно использовать во благо. Можно применять красочные презентации, давать упражнения на внимание, логику. Можно выполнять артикуляционную гимнастику в интересной форме. 

– Расскажите, пожалуйста, о самых эффективных методах коррекции в логопедии.
– Всё зависит от диагноза пациента, возраста, состояния. Для тяжёлых случаев хороша игротерапия, сказкотерапия. Эти методы помогают улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, развить интерес к учёбе. Он начинает выстраивать диалоги, концентрировать внимание. Все дети без исключения отлично воспринимают логоритмику. Терапия Су-Джок – ещё один метод, который помогает справиться с целым рядом проблем. 

– Какой возрастной рубеж считается критическим? Можно ли исправить свои речевые дефекты, будучи взрослым человеком?
– В случае коррекции речи малыша мотивированы только родители. Со взрослыми работать легче, потому что они мотивированы на себя, они быстрее учатся произносить те или иные звуки. Трудность в том, что взрослым намного тяжелее довести правильное произношение звуков до автоматизма, ввести их в речь. Например, моя пациентка-семиклассница быстро научилась произносить звук «р», на наших занятиях она свободно его выговаривает, а в обычной речи не получается автоматизировать артикуляцию, и она продолжает картавить. Добиться успеха можно, но работа будет долгой и упорной, поэтому лучше скорректировать все проблемы в более раннем возрасте. 

– Сейчас появляется всё больше детей с дислексией. Как родителям выявить у ребёнка эту особенность?
– Причин дислексии много: асфиксия при родах, инфекции, которые перенесла женщина во время беременности, черепно-мозговые травмы. Ещё одна причина этого нарушения – чрезмерная загруженность ребёнка, когда у него нет ни минуты, чтобы расслабиться: уроки, секции, дополнительные занятия, и так каждый день без отдыха. Или же, наоборот, запущенность ребёнка, когда на него не обращают никакого внимания, его потребности не удовлетворены. 

Дислексия характерна только для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. 

При всех видах дислексии симптомы будут очень разнообразными, поэтому родителям важно заметить первые тревожные звоночки, специалисты же определят, есть ли проблемы у вашего ребёнка. 

– На что должны обратить внимание мамы, папы и учителя? 
– Ребёнок очень плохо читает, не может пересказать прочитанное, не видит ошибки в написании слов, чисел. Например, букву «з» пишет как «е», 10 – как 01. Он может путать право и лево, иметь проблемы с координацией, плохо выполняет действия, связанные с мелкой моторикой. Отметим, что дислексия поддаётся коррекции. Родителям важно не списывать все трудности с учёбой на лень и несобранность ребёнка, а постараться разобраться в его ситуации. 

– Существует ли тенденция к тому, что в последнее время проблем с речью у детей становится больше? С чем это связано? 
– Все логопеды единодушно заявляют, что детей с речевыми особенностями, задержкой психического развития, аутизмом становится всё больше. Каждый специалист видит свои причины в этой ситуации. Трудное течение беременности и родов, воздействие компьютеров, телефонов, интоксикация, плохая экология, неправильное питание – всё это может разрушительно воздействовать на организм, в том числе на речевые функции. Я согласна с большинством мнений специалистов в этой области. В ноябре у нас проходил круглый стол, в рамках которого логопеды обсуждали главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Все отметили, что детей-аутистов становится всё больше. У них должен быть свой класс, преподаватель, тьютор. У нас в Набережных Челнах одна школа для детей с расстройствами аутистического спектра, она переполнена. В этом году открылось несколько классов, но и они быстро заполнились. 
 

Сафия Фокина