Как богатство может навредить человеку
К такому удручающему итогу приводят нравственные отклонения, когда собственные потребности раздуваются человеком настолько, что начинают ущемлять его же возможности. Например: – Обычный человек может передвигаться на общественном транспорте, «Ладе» или авто бизнес-класса.
Человек, ограничивший себя, – только на последнем. – Обычный человек может купить себе одежду в любом магазине или на рынке. Человек, ограничивший себя, – только в магазине с брендами. – Обычный человек может сам помыть машину, прочистить засор в ванной или починить табуретку.
Человек, ограничивший себя, каждый раз нуждается в помощи специалистов. – Обычный человек способен отдохнуть в выходные на даче или в соседнем парке. Человек, ограничивший себя, – только у дальнего моря. – Обычному человеку денег надо столько, чтобы хватало на жизнь.
Человеку, ограничившему себя, – чтобы было больше, чем у других. Все мы нуждаемся во Всевышнем и получаем удел от Него по Его Щедрости. Но, как мы можем видеть, человеку, по собственному желанию себя ограничившему, всегда надо больше, чем другим, оказывается, он находится в нужде больше, чем обычные люди.
Поскольку такая нужда добровольная, то и ответственность за неё совершенно другая. Уже в этой жизни упомянутое самоограничение лишает человека душевного спокойствия и радости жизни, ослабляет как его самого, так и его потомство (выросшее в тепличных условиях, оно, как правило, бесхребетно и беспечно).
Что до будущей жизни, то там обладателю «излишков потребностей» придётся отвечать за то, как они появлялись, и за то, как он их удовлетворял (смысл): «В тот День вы будете спрошены о благах и наслаждениях» (сура «Ат-Такасур», аят 8). Конечно, речь не идёт о том, что надо стремиться к бедности.
Однако опасна и другая крайность, когда заработок на пропитание становится единственной целью в жизни. «Деньги нельзя любить, но можно зарабатывать, чтобы определить детей; лишнее раздать на садака или выплатить закят. Имейте такое намерение в этом деле!» (шейх Саадухаджиясул Мухаммадафанди из Батлуха, 1915–1995 гг.).
Главное, чтобы имущество и богатство было в руках, а не в сердцах, чтобы целью служило стремление к довольству Аллаха ﷻ, а мирские блага были только средством достижения этой цели. Учёные говорят, что отказ от земных удовольствий (зухд) имеет три степени: · отказ от запретного (харама) – это зухд простолюдинов («авам»); · отказ от разрешённых (халяль) излишеств – это зухд для избранных («хавас»); · отказ от всего, что отвлекает от Аллаха ﷻ, – это зухд познавших («арифиин»).
В Коране они упоминаются следующим образом: «Мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха ﷻ, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся Дня, когда перевернутся сердца и взоры» (сура «Ан-Нур», аят 37).
ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА