Сегодня: 19 Мая 2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи) от 15.04.2018

1. Если во время молитвы подошедшая кошка обтёрлась и легла рядом, намаз засчитывается? 2. В каких случаях охотничью добычу нельзя есть? 3. Дозволено ли мясо животных, заколотых людьми Писания (христианами и иудеями)? 4. Слышал, что нельзя предлагать свой товар тому, кто хочет купить такой же у другого. Так ли это? 5. Может ли жена простить мужу махр, который он должен ей? 6. Каковы обязанности мусульман перед усопшим?

1. Если во время молитвы подошедшая кошка обтёрлась и легла рядом, намаз засчитывается? 

Да, намаз считается действительным, если на кошке не было наджасы, перешедшей на одежду или тело молящегося. А что касается волосков шерсти кошки, то они не являются наджасой. В общем, любая часть тела животного, в которой не проходит кровь, не становится наджасой со смертью или отделением.  Например, волосы, шерсть, отрезанные перья (но не выщипанные), рога, копыта, кости, на которых не осталось жира. Если на костях остался жир, они нечистые. Что касается свиньи, то она целиком является наджасой. («Маракиль Фалях»)
 

2. В каких случаях охотничью добычу нельзя есть?

Охотничью добычу нельзя есть в следующих случаях:

1. Если охотничье животное придушивает или удушивает её.

2. Если другая собака, чья добыча не дозволена, – например, собака, выпущенная без произнесения басмалы, или собака огнепоклонника, или нетренированная собака – участвует в её убийстве, поскольку, если вместе соединяются причина недозволенности и причина дозволенности, то причина недозволенности берёт верх вследствие предосторожности (ихтият), что является основой для правовой нормы в отношении мяса.  

3. Если убита тупой стороной беспёрой стрелы (а потому умерла от удара, а не от того, что была пронзена острым концом).

4. Если убита округлённой окаменевшей глиной (поскольку умрёт в этом случае от удара).

5. Если упала в воду.

6. Если упала на возвышенное место, например крышу или гору, а затем на землю. Поскольку, вероятнее всего, смерть наступила от падения, а не от раны, в отличие от добычи, которая падает непосредственно на землю, ведь это почти неизбежно при охоте, а потому не учитывается.  

7. Если охотник достаточно ранит добычу (достаточно ранить добычу – это значит ослабить её настолько, что она не способна избежать хищнического истребления. В этом случае её мясо дозволено лишь посредством добровольного забоя. Поэтому смертельное ранение вторым охотником переводит мясо в разряд мертвечины, а значит, делает его недозволенным.

Если же добыча не была достаточно ранена первым ранением, то она остаётся добычей, на которую можно вести охоту. Поэтому при убийстве вторым ранением она принадлежит второму охотнику, и её мясо дозволено для употребления), а затем другой охотник направит свою собаку или выстрелит в добычу стрелой и убьёт её.

В этом случае (мясо нельзя есть, и) второй охотник должен заплатить первому эквивалентную стоимость того животного в раненном от первой раны состоянии, поскольку первый охотник вступил во владение ею, ранив её так, что она не могла избежать хищнического истребления.  

8. Если стрела бьёт по добыче, а она переносит это, продолжает бежать и затем исчезает из обзора охотника, который далее берёт паузу от погони, лишь чтобы найти животное мёртвым. Ведь если оно скрылось от взора, то есть вероятность, что животное умерло по иной причине, которая здесь должным образом учитывается, ведь дозволенность мяса основана на предосторожности.

Если же охотник не брал паузы от погони, то такая вероятность считается ничтожной, ведь в ином случае охота была бы связана с излишними трудностями, поскольку добыча часто скрывается от взора охотника. Но если он действительно найдёт другую рану на животном, то предпочтение отдаётся возможности, что она и при
вела к смерти, а потому мясо не дозволено, несмотря на то, что он не делал паузы от погони.

 9. Если натренированная охотничья собака или натренированная дикая кошка съест какую-то часть добычи; но это не относится к соколу. Так как это признак того, что собака и дикая кошка не тренированы, а потому всё мясо от этой и даже предыдущих охот считается недозволенным. В отношении же сокола действует другое правило: его тренированность основана на ответе на призыв.

Если же собака или дикая кошка не ест из добычи, а пьёт из её крови, они всё равно считаются тренированными, и мясо дозволено. Добычу также нельзя есть, если охотничье животное было занято другим действием, например едой или мочеиспусканием, после того как было выпущено, но до того, как убило или ранило добычу, поскольку нападение должно быть непосредственно отнесено к его выпуску.  

10. Если огнепоклонник выпускает охотничье животное, которое далее оказывается привлечённым к добыче криком охотника-мусульманина; но в противоположном случае, то есть если охотник-мусульманин спустит охотничье животное, которое далее привлекается к добыче криком охотника-огнепоклонника, мясо есть дозволено.

Данное правило основано на том, что учитывается состояние выпуска независимо от последующего побуждения: если изначальный выпуск действителен, он не становится недействительным из-за побуждения; если же он был изначально недействителен, то его не сделать действительным посредством побуждения.  

11. Нельзя есть отделившуюся (пока добыча была жива) часть охотничьей добычи, если только животное не было разделено на половинки или на трети (то есть на две части: одна размером в две трети, другая – в одну треть), при условии, что в большую часть входит задняя часть животного (а голова – в меньшей части). Поскольку в этом случае предполагается, что сама рана убила добычу, в отличие от случая, когда большая часть включает голову, ведь тогда добыча ещё могла быть живой, а потому её нужно было подвергнуть добровольному забою. 

 

3. Дозволено ли мясо животных, заколотых людьми Писания (христианами и иудеями)? 

 В книге «Радд уль-Мухтар» известный ханафитский учёный Ибн Абидин пишет следующее (смысл): «Дозволяется мясо животных, заколотых людьми Писания (христианами и иудеями).  При этом некоторые учёные поставили условие, чтобы они не имели убеждения, что Иисус  был богом и Узаир  был богом, как об этом сказано в «Аль-Мабсуте» и «Мустасфе».

Однако в «Аль-Мабсуте» учёного Шамса уль-Аимма сказано, что животные, зарезанные людьми Писания, дозволены без этого условия. То есть разницы нет, убеждены они в том, что Иисус является вторым из Троицы, или не убеждены. Но лучшим будет не есть животных, зарезанных ими, кроме случаев крайней необходимости, то есть когда человек вынужден, как в этом вопросе сделал исследование Камал ибн Хумам. Кроме того, для дозволенности мяса животных, заколотых людьми Писания, необходимо, чтобы учитывались и остальные обязательные условия при закалывании животных. Вот эти условия:

1. Человек должен знать, как правильно принести животное в жертву.

2. Закалывать необходимо режущим предметом.

3. Необходимо перерезать: пищевод, горло и обе яремные вены. Или хотя бы три из этих четырёх названных.

4. Должен упомянуть имя Аллаха  при закалывании. Если же скажет с именем Иисуса, то такое мясо будет недозволенным» («Хашияту» Ибн Абидина). Необходимо также учитывать и тот факт, что большинство тех, кто считает себя христианами, уже давно не практикуют способ закалывания животных, который соответствует нормам Ислама. Поэтому в наше время необходимо воздерживаться от их жертвенных животных намного строже.
 

 

4. Слышал, что нельзя предлагать свой товар тому, кто хочет купить такой же у другого. Так ли это? 

В хадисе, переданном Муслимом, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перебивайте торговлю друг другу» («Сахих Муслим», №2564). Ибну Хаджар Хайтами, комментируя его, говорит: «В соответствии с этим хадисом, не разрешается без согласия продавца во время имеющегося права выбора на продолжение или расторжение сделки (хияр) предлагать покупателю свой товар со словами: “Расторгни эту торговлю, и я тебе продам такой же товар по низкой цене, или продам по этой же цене товар намного лучше этого”».  

 

5. Может ли жена простить мужу махр, который он должен ей?

Жена имеет право подарить мужу махр, который он ей должен. Имам Абу Абдулла Шамсуддин Куртуби в своих комментариях к 4-му аяту суры «Ан-Ниса» Священного Корана пишет: «Данный аят говорит о том, что жена может подарить махр своему мужу. Об этом сказали большинство факихов (исламских правоведов)». 

 

 

6. Каковы обязанности мусульман перед усопшим?

У мусульман перед умершим мусульманином имеется четыре обязанности («Фуруд аль-Кифая»):

1. Омывание его тела.

2. Облачение в саван.

3. Совершение намаза-джаназа.

4. Предание земле.

В первую очередь это должны совершить близкие родственники; если их нет, то – следующие за ними, а если и их нет, то – мусульмане населённого пункта, в котором он умер.
 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ