16 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 01.12.2017

1. Если женщины придут в мечеть, чтобы послушать пятничную проповедь (хутбу), и примут участие в пятничном намазе, обязаны ли они после этого выполнить полуденный намаз? 2. Как быть, когда мужа ослушаться не хочу и его маму обидеть тоже не могу? 3. Когда посещают могилы, стоя читают суру «Аль-Фатиха» и дуа, а потом и сидя. Есть ли в этом необходимость? 4. Я украл деньги 10 лет назад, а теперь совесть мучает. А подойти к тому человеку, у которого украл, никак не могу. Как быть? 5. Муж стал импотентом. Что мне делать согласно Шариату? 6. Как выплачивается штраф (каффарат)?​ 7. Как считать общий товар для закята по мазхабу имама Шафии – от себестоимости товара суммировать или от продажной цены? 8. Мой муж пьёт, но он совершает намаз и читает вирд, однако бросить пить он не может. Подскажите, пожалуйста, как помочь ему?

  Если женщины придут в мечеть, чтобы послушать пятничную проповедь (хутбу), и примут участие в пятничном намазе, обязаны ли они после этого выполнить полуденный намаз?

  Известный учёный шафиитского мазхаба ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфатуль Мухтадж», том 3, стр. 284, сказал: «По единогласному мнению, считается действительным пятничный намаз тех, чей обеденный намаз тоже считается действительным, даже если они – те, кто не обязаны его (пятничный намаз) совершать (т.е. несовершеннолетний, раб, женщина, путник)». Из вышесказанного ясно, что если женщина пойдёт на пятничный намаз в мечеть, где обеденный намаз совершать (после пятничного) не обязательно, и совершит пятничный намаз с джамаатом, то ей не нужно совершать обеденный.

 

  Но тут возникает ещё вопрос самого посещения мечети женщинами. Учёный шафиитского мазхаба Мухаммад ибн Хатиб ашШирбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж», том 1, стр. 352, сказал: «Нежелательно (карахат) привлекательным (видным) женщинам посещать мечеть с мужчинами. Нежелательно мужу, хозяину и опекуну разрешать им (т.е. своей жене, рабыне и опекаемой, если они привлекательны) ходить в мечеть, так как в книге «Сахих» имама аль-Бухари и в книге «Сахих» Муслима передано от Айши رضي الله عنها, что она сказала: “Если бы Посланник Аллаха ﷺ увидел, что ввели в религию женщины (т.е. разные запретные украшения, одежду и т.д.), то он запретил бы им посещать мечеть так же, как это (посещение мечети) запрещено израильтянкам”.

 

 Нежелательно это и потому, что есть боязнь возникновения у других к ним и у них к другим непристойных мыслей. Что касается других женщин, то им нет нежелательности посещать мечеть. Поэтому желательно мужу, хозяину и опекуну разрешить им (т.е. жене, рабыне и опекаемой) посещать мечеть, если они об этом просят и если есть уверенность, что не будет непристойности».  «Тухфатуль Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж»)

 

  7 лет назад вышла замуж. С тех пор нас обеспечивает мать мужа. Муж здоровый, машина есть, но не работает. Каждый четверг его мама мне говорит, чтобы я соседям раздала садака. Но муж запрещает садака давать. Его ослушаться тоже не хочу. И его маму обидеть тоже не могу. Как быть?

  В вашем случае мать вашего мужа не должна обеспечивать вас и вашего мужа. Если речь идёт о том, что мать вашего мужа просит раздать соседям не те деньги, которые она вам даёт, а ваши и мужа собственные деньги, то вы не обязаны слушать его мать. Если же речь идёт о деньгах, которые вам даёт его мать, то в этом случае, если она именно в момент, когда даёт вам эти деньги, говорит, чтобы вы каждый четверг с них раздавали определённую сумму соседям, то вы обязаны это сделать.

 

  Если же она такого не говорит именно в момент, когда вам их даёт, т.е. она даёт вам эти деньги как подарок или садака и потом со временем говорит, чтобы вы с них в четверг раздали соседям, то вы не обязаны что-то раздавать соседям и вы должны в этом случае послушаться мужа. Доводом этому является то, что сказал известный учёный шафиитского мазхаба Закарья аль-Ансари в книге «Асна аль Маталиб»: «Если кто-то кому-то даёт дирхамы и говорит: купи себе за них чалму или потрать их на посещение бани и т.п., то в этом случае нужно их потратить именно так, как сказал тот, кто их даёт, соблюдая цель того, кто даёт». 

 

Когда посещают могилы, стоя читают суру «Аль-Фатиха» и дуа, а потом и сидя. Есть ли в этом необходимость?

  Ад-Димяти в книге «Ианату ат Талибин», том 2, стр. 1034, сказал: «Знай, алимы сказали, что читать Коран сидя ценнее. Это также сказал ан-Навави в книге «атТибьян». Из этого ясно, что тому, кто хочет читать Коран возле могилы, желательно (сунна) читать сидя». В книге Ибн Хаджара «аль-Фатава аль-Фикхия альКубра» том 3, стр. 165, сказано: «Его (Ибн Хаджара) спросили насчёт человека, который прошёл рядом с кладбищем, прочитал суру «Аль-Фатиха» и посвятил это чтение похороненным в этом кладбище. Вознаграждение за это чтение делят между ними или до каждого (отдельно) доходит полноценное вознаграждение, подобное вознаграждению прочитавшего?

 

 Он (Ибн Хаджар) ответил следующими словами: “Многие дали фетву, что до всех (отдельно) доходит полноценное вознаграждение, и это (мнение) более соответствует безграничной милости Аллаха ﷻ”». Из вышесказанного ясно, что читать Коран сидя предпочтительнее, но можно и стоя. Что касается того, что где-то суру «Аль-Фатиха» читают стоя, а потом и сидя, то в этом нет ничего запретного, но и нет такого, что сначала желательно стоя, а потом и сидя. («Ианату ат-Талибин», «Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра»)

 

  Я украл деньги 10 лет назад, а теперь совесть мучает. А подойти к тому человеку, у которого украл, никак не могу. Как быть?

  В первую очередь вы должны искренне раскаяться (сделать тавбу), но для того чтобы раскаяние было действительным, необходимо сделать следующее. Если с раскаянием связано имущественное обязательство, например отказ выплаты закята, насильно отнятое имущество, имущественное притеснение людей (например, воровство), то вместе с раскаянием нужно освободить себя от этих обязательств, отдав закят и вернув чужое имущество, если оно ещё в сохранности, а если нет, то вернуть такое же или же попросить освободить его от этого обязательства у того, кому должны это вернуть, или у его наследника, если тот умер.

 

  Человек обязан сообщить тому, кому он должен, о том, что он ему должен (потому что украл и т.д., если нет боязни возникновения смуты). Если тот, кому должны вернуть, умер, то нужно вернуть его наследнику. Если у него нет наследника, то нужно отдать набожному шариатскому судье (имаму, чтобы он распределил это имущество, как нужно по Шариату). Если для этого (на всё вышесказанное) нет возможности, то нужно отдать это на благие цели с намерением, что он (тот, кто украл и т.д.) вернёт такое же, если объявится хозяин. («Тухфатуль аль-Мухтадж», «Хашияту ашШирвани», «Равзату ат-Талибин»)

 

Муж стал импотентом. Что мне делать согласно Шариату?

  Известный учёный Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» говорит, что если у мужа обнаружатся какие-нибудь недостатки (до полового акта или после него), из-за которых жена имеет право на расторжение брака (например, проказа и т.д.), то жена вправе как расторгнуть этот брак, так и сохранить его, кроме случаев возникновения импотенции непосредственно после полового акта с ней. В этом случае она не имеет права на расторжение брака.

 

Как выплачивается штраф (каффарат)?​

  Согласно шафиитскому мазхабу тот, кто пропустил пост месяца Рамадан, должен его возместить до наступления следующего Рамадана. И если вы пропустили пост и не возместили до наступления следующего Рамадана без причины, зная, что его нужно возместить до наступления следующего Рамадана, то на вас за каждый пост налагается штраф в размере одного мудда (576 г) пшеницы.

 

  И он повторяется с каждым годом, пока вы не возместите этот пост. Он выплачивается только беднякам и малоимущим из числа мусульман. Его также можно раздать неимущим, находящимся в другом населённом пункте. А если вы не знали, что его надо возместить до наступления следующего Рамадана, или вы не возместили по веской причине (были целый год больны, или находились в пути, или забыли, что пропустили пост), то на вас штраф не налагается. («Тухфат аль-Мухтадж» и «Хаваши-Ширваний»)

 

Как считать общий товар для закята по мазхабу имама Шафии – от себестоимости товара суммировать или от продажной цены?

  Известный учёный шафиитского мазхаба Абдуль Хамид аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара, говорит: «Для выплаты закята с товара нужно исходить из оценки товара в тот день, когда наступает срок выплаты с него закята, т.е. по истечении года, и размер закята нужно определить исходя из стоимости товара, по которой можно его продать оптом, а не в розницу. Например, определённый товар в конце года можно продать оптом за 1000 руб., но продавец продаёт его в розницу за 2000 руб., в этом случае этот товар оценивают как за 1000 руб. 

 

 Мой муж пьёт, но он совершает намаз и читает вирд, однако бросить пить он не может. Подскажите, пожалуйста, как помочь ему?

  Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах ﷻ проклял хамр (опьяняющее), проклял того, кто употребляет его, того, кто наливает его кому-то, того, кто продаёт его, того, кто покует его, того, кто изготавливает его, того, кто просит изготовить его, того, кто приносит его, того, кому принесли, того, кто использует деньги, полученные за продажу его». По вашим словам видно, что у вас хороший муж, поэтому ни в коем случае нельзя спешить с разводом и т.д., так как есть вероятность, что он бросит это греховное дело.

 

 1. Вам нужно ему деликатно объяснить, какой тяжкий и опасный это грех, который приводит к плохим последствиям.

 2. Нужно часто делать дуа, чтобы Всевышний помог ему бросить пить, ведь Всевышний говорит (смысл): «Просите меня, и я отвечу» (сура «Гафир», аят 60).

 3. Старайтесь сами совершать всё больше и больше хороших деяний, ведь Всевышний говорит (смысл): «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура «Нахль», аят 97).

 4. Постарайтесь уговорить его прибегнуть к медицинскому лечению этой привычки-зависимости.

 5. Старайтесь сделать так, чтобы он отдалялся от друзей, с которыми он пьёт, если таковые есть. Ваш муж должен понять, что его грех не ограничивается только употреблением опьяняющего. Он также получает грех за вред, причинённый своей жене, даже из-за запаха алкоголя, который неприятен ей. По Шариату муж обязан устранять с себя (в плане гигиены) всё то, что вредит жене.

Пусть Всевышний поможет вам проявить терпение!

 

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ