20 апреля
2024 года
поделиться

Земной поклон чтения

Его правовой причиной является чтение любого из четырнадцати определённых аятов, имеющихся в следующих сурах: «Араф», «Рад», «Нахль», «Исра», «Марьям», «Хадж», «Фуркан», «Намль», «Саджда», «Сод», «Фуссылят», «Наджм», «Иншикак» и «Икра бисми…».

  Но условием (необходимости земного поклона) является то, чтобы человек услышал аят, поэтому земной поклон не будет необходимым, если человек не услышал прочтение аята, пусть даже и присутствуя на месте прочтения. Не будет он необходим и в том случае, если услышано эхо прочтения.

 

  Соответственно, человек не обязан совершать земной поклон, если услышал запись аята, но должен совершить его при прямой трансляции, даже если его произносят не на арабском, если слушатель понимает его значение. Земной поклон чтения необходим (ваджиб) даже для человека в состоянии большой нечистоты, который должен совершить его после того, как станет чистым.

 

  Но он не является необходимым для ребёнка, а также женщины во время месячных или послеродового кровотечения ни от прочтения, ни от прослушивания аята. Кроме того, совершенно неугодно (макрух-тахриман) пропускать или избегать аят земного поклона и вместо этого читать остаток суры. Но может быть отложен, если только аят не произносится в молитве.

 

  Если аят произносится в молитве, земной поклон на него необходимо сделать в самой молитве, поскольку он считается её частью. Он не может быть исполнен после неё. Поэтому завершение молитвы без земного поклона за аят является грешным. Более того, даже внутри молитвы задержка земного поклона является грехом. Его можно исполнить дополнительным поясным или земным поклоном в молитве (если аят произнесён в этой молитве).

 

  Достаточно и исполнения обычного поясного или земного поклона, если он совершается сразу после чтения аята: на обычный поясной поклон при этом необходимо намерение земного поклона чтения, а обычный земной поклон достаточен и без такого намерения. То есть, если человек прочтёт после этого ещё три дополнительных аята, обычный поясной или земной поклон уже не сможет стать исполнением земного поклона чтения.

 

  В этом случае нужно будет исполнить в молитве дополнительный поясной или земной поклон. Если три дополнительных аята – в конце суры, как в случае с сурами «Иншикак» и «Исра», обычный поясной или земной поклон всё ещё может быть достаточным по завершении этих трёх последних аятов. В целом наиболее предпочтительным является немедленный дополнительный земной поклон.

 

  Если имам в тихой молитве прочтёт аят земного поклона, ему следует исполнить обязанность обычным земным поклоном молитвы. В ином случае для него является неугодным чтение такого аята в тихой молитве, поскольку он в результате либо пропустит необходимый земной поклон, либо совершит дополнительный земной поклон, который, в свою очередь, собьёт с толку молящихся за имамом.

 

  Присоединение к коллективной молитве в ракаате, в котором имам уже прочёл аят земного поклона (и уже совершил земной поклон для него), подобно присоединению к имаму в этом (земном поклоне). Поэтому ему не нужно совершать земной поклон за него ни в молитве, ни вне её.

 

  В ином случае нужно совершить собственный земной поклон, если услышал аят от имама. То есть, если он пропустит этот ракаат, услышав при этом данный аят земного поклона от имама, ему нужно будет совершить собственный земной поклон вне молитвы. При многократном прочтении аята земного поклона достаточно одного земного поклона, если аят повторяется в одном и том же сидении.

 

  Нужно совершить отдельный земной поклон, если будет прочтён другой аят земного поклона, пусть даже в одном и том же сидении. Если же в одном сидении повторяется один и тот же аят, достаточно одного земного поклона. Если аят повторяется в разных сидениях, необходимо сделать по одному земному поклону за каждое сидение.

 

  С правовой точки зрения, смена сидения может быть по факту или по сути:

  1) Смена сидения по факту произойдёт, если человек сдвинется на три или более шага при нахождении за пределами помещения в открытой местности. Двух шагов и менее того недостаточно для этого. Если человек находится в помещении, смена сидения по факту происходит при переходе в иную комнату. Она также происходит при покидании мечети. Но при этом одна комната или мечеть считается одной областью, перемещение внутри которой не приводит к смене сидения.

  2) Смена сидения по сути произойдёт, если человек займётся посторонним действием между чтениями. Например, если он съест три кусочка еды или более того, или сделает три или более глотка напитка, или 
скажет три или более слова. Меньшее, чем это, не приводит к смене сидения. Не приводит к этому и поминание Аллаха ﷻ (зикр), вставание, усаживание, молчание во время сидения, даже если это длится долго.

 

  Если аят земного поклона прочтён до молитвы, то достаточно будет земного поклона за него внутри молитвы, но не наоборот. То есть, если аят прочтён в молитве, земной поклон за него должен быть совершён внутри этой молитвы, не вне её. Рекомендуется читать его тихо, если имеется присутствующий, не уделяющий внимания. Если он не знает, готовы ли окружающие совершить земной поклон, или чувствует, что это будет трудно для них, ему следует прочесть его тихо. Если присутствующий занят другим делом и потому не слышит чтения, земной поклон для него необходимым не будет. Перед совершением земного поклона чтения рекомендуется встать. И, согласно некоторым, встать ещё и после его совершения («Дурр мухтар», 2:107).

 

  Для действительности земного поклона чтения требуются все условия молитвы, за исключением открывающей «Тахримы». Исполняют его следующим образом: человек совершает один земной поклон между двумя такбирами, оба из которых – сунна. При этом не поднимает руки, не читает «Ташаххуд» и не произносит завершающие саламы. Важное примечание о способе отведения всякого вреда и тревоги.

 

  Имам Насафи и другие писали: «Если кто-то прочтёт все аяты земного поклона (их четырнадцать) в одном сидении и совершит отдельный земной поклон за каждый аят, то Всевышний Аллах ﷻ позаботится о всех тревогах такого человека (как в этой жизни, так и на том свете).  

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ