25 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи) от 01.12.2017

1. В мечети вновь пришедшие нередко проходят прямо перед молящимися. Разве так можно? 2. Можно ли мусульманину смотреть телевизор, не грех ли это? 3. Нужно ли женщине закрывать лицо в людном месте? 4. Какое место жительства является родным, а какое – временным? 5. Какие действия не являются неугодными (нежелательными) в намазе? 6. Христианин хочет принять Ислам. Что нужно для этого сделать?  7. Можно ли жене водить машину, если муж не против? 8. Каким именем лучше назвать ребёнка?  9. В каких случаях можно прервать молитву?  10. Нарушается ли омовение, если прикоснуться к лицу противоположного пола с вожделением? 11. Действителен ли намаз, совершённый за грешным или курящим имамом? ​

 В мечети вновь пришедшие нередко проходят прямо перед молящимися. Разве так можно? 

  Молящемуся, имаму или рядовому прихожанину, рекомендуется оградить пространство перед собой каким-либо предметом, который станет препятствием для прохождения других людей. Для следующих в молитве за имамом достаточно препятствия, находящегося перед ним. Это должен быть предмет длиной как минимум в предплечье и шириной в палец.

 

  Предмет ставится перед молящимся, в идеале – в 1,5 м от него и на уровне одной из его бровей, желательно правой. Если это невозможно, предмет разрешается положить широкой стороной книзу или расстелить одежду, или даже нарисовать линию на земле по направлению к кибле. Не поощряется не устанавливать препятствие, если предполагается, что во время молитвы рядом будут ходить люди.

 

  Если кто-то пройдёт перед человеком, он может прибегнуть к фразе «субханАллах» или жесту (чтобы остановить идущего). Но рекомендуется не останавливать, а дать пройти. Молящаяся женщина может остановить идущего, но не словами, а ударив по тыльной стороне левой руки ладонью правой.

 

Можно ли мусульманину смотреть телевизор, не грех ли это? 

Смотреть телевизор мусульманину не запрещено. А если он смотрит что-то полезное для себя, например исламские передачи, то это не только не грешно, но и похвально. Если мусульманин по телевизору смотрит запретное, то это, конечно, грех. Если же смотрит то, что не запрещено, но и пользы не принесёт, то это бесполезная трата времени, то есть части своей жизни – самого ценного, что у него есть. Неумение ценить время, использовать его с пользой считается бедой, настигшей человека, ибо потерянное время уже никак не вернёшь.
 

Нужно ли женщине закрывать лицо в людном месте?

Делать это необязательно, у неё должно быть укрыто всё тело, кроме лица и кистей рук. Но мужчинам запрещено смотреть на лицо и руки женщины, если у него нет намерения на ней жениться или же какой-либо другой необходимости.

 

Какое место жительства является родным, а какое – временным? И какая между ними разница? 

Родным местом жительства является населённый пункт:

а) где человек родился и где находится его дом и семья;

б) где женился, и он продолжает оставаться родным для его жены;

в) который выбрал для себя постоянным местом жительства и уезжать из него не собирается. А временным местом жительства является такое, где человек проживает 15 дней и более, но не имеет намерения жить там постоянно.

  Местом временной остановки является населённый пункт, в котором человек пребывает меньше, чем 15 дней. Общее между родным местом жительства и временным в том, что в них обоих намазы не сокращаются. А разница в том, что родных мест может быть несколько, а временных – только одно, а также в том, что аннулировать родное место жительства может только подобное ему, то есть то место, в котором ты намерился жить постоянно, оставляя при этом прежнее, а временное место жительства становится недействительным даже в том случае, если:

а) уезжаешь из него на расстояние сафара (81 км);

б) переехал в другой населённый пункт с намерением остановиться в нём на 15 дней и более, даже если между первым и вторым расстояние менее 81 км;

в) с возвращением в родное место жительства. Так, если, к примеру, какой-то человек уезжает из родного села в поисках работы в город на расстояние более 81 км и остаётся там на несколько лет, то по возвращении в родное село даже на один день он не сокращает намазы. А вернувшись после этого в тот город, где он работал, на срок меньше, чем на 15 дней, – сокращает.
 

Какие действия не являются неугодными (нежелательными) в намазе?

Не является неугодным в молитве:

1) Затянуть пояс на талии.

2) Закрепить меч и т. п. на поясе, если это движение не отвлекает.

3) Молиться перед экземпляром Корана, мечом, спиной сидящего, даже если тот (тихо) разговаривает, свечой, лампой. Молиться перед чьим-то лицом является совершенно неугодным, поскольку подобно молитве перед изображением.

4) Убить змею или скорпиона, если они представляют опасность для молящегося, не более чем двумя ударами, даже если человек отвернётся от киблы. Если они не опасны для человека, то их убийство является неугодным в случае многочисленных движений ради этого. Если же опасность реальная, то это неугодным не является, даже если молитва окажется недействительной, например, из-за чрезмерных движений, или если пришлось отвернуться от киблы.

 

Христианин хочет принять Ислам. Что нужно для этого сделать? 

Для того чтобы христианин, равно как и представитель любой другой конфессии или атеист, стал мусульманином, ему необходимо произнести с полным убеждением в этом формулу-свидетельство (шахадат): «Я свидетельствую, что нет божества, которому следует поклоняться, кроме Аллаха ﷻ, и ещё я свидетельствую, что Мухаммад – Его Посланник».

 

  Кроме того, ему следует изменить неправильные убеждения, например, что Иисус является сыном Бога, на правильные – Иисус (Иса) является не сыном Бога, а Его посланником. Всё вышеперечисленное делает человека мусульманином.
 

Можно ли жене водить машину, если муж не против?

Водить машину женщине не запрещено, но запреты, существующие именно для женщин, при этом не отменяются. Например, ей нельзя без махрама выезжать в путешествие (сафар); работать таксистом; ездить в запретные места; кроме того, замужней женщине нельзя выезжать из дома без разрешения мужа и т. д.
 

Каким именем лучше назвать ребёнка? 

Одна из основных обязанностей родителей – давать детям прекрасные имена. Из хадиса Пророка ﷺ: «Вас призовут в Судный день вашими именами и именами ваших предков». Мы должны выбирать лучшие имена для своих детей. Хадис Посланника Аллаха ﷺ гласит: «Самые любимые для Аллаха ﷻ имена – это Абдуллах, Абдурахман».

 

Называть своих детей именами пророков, посланников Аллаха ﷻ также является желательным (сунна), например: Муса, Иса, Нух, Ибрахим и т. д. Наиболее предпочтительным, конечно, является наречение именем нашего Пророка ﷺ, ввиду множества его достоинств перед другими пророками.

 

  Доказательством этого служит следующее изречение Посланника Аллаха ﷺ: «Кто назовёт своего сына Мухаммадом, любя меня и возвеличивая, тот сам и его сын будут в Раю». Это не означает, что каждый, кого назовут Мухаммадом, попадёт в Рай. Следует достойно прожить жизнь, стараться быть подобным Посланнику ﷺ, соблюдая все каноны Шариата.

 

  Мы должны с уважением относиться к имени Мухаммад, поэтому желательно, чтобы в каждой семье для получения достоинства перед Всевышним хотя бы одного мальчика называли этим именем. Желательно также проявлять уважение к человеку, которого зовут Мухаммадом. Желательно называть детей именами ангелов, например: Джабраиль, Микаиль, Исрафиль и т. д.; именами алимов, любимцев Аллаха ﷻ (авлия), шейхов. Есть имена, которых мы должны избегать. Это имена, имеющие порочное значение. Например: Залим («притеснитель»), Муррат («горечь»), Сафигат («глупая»), Казибат («лгунья»). Разве приятно говорить: «Залим пришёл», то есть «притеснитель»?

 

  Подобные имена необходимо поменять, это необязательно, но желательно. Имена, которыми не дозволено нарекать детей и которых мы должны остерегаться, это – Абдукааба («раб Каабы»), Абдулузза («раб идола Узза»), Абдулманаф («раб идола Манафа»). Человек не должен быть назван рабом кого-то и чего-то, кроме Аллаха ﷻ. Подобные имена обязательно следует менять. Дозволено давать псевдонимы. Выбирая ребёнку имя, следует узнать, что оно означает в переводе.

 

В каких случаях можно прервать молитву? 

Разрешается прервать молитву (даже обязательную), если у молящегося воруют ценность в один дирхам или более того, даже если она принадлежит другому. Пастуху можно прервать молитву, если его овцам угрожает волк. Необходимо (ваджиб) прервать молитву, если человек слышит зов о помощи от находящегося в опасности, или если человек видит, что слепой может упасть в колодец, и т. п.

 

  Нельзя прерывать молитву, если родители зовут, когда им ничего не угрожает. В случае же добровольной молитвы, если родитель не знает, что вы молитесь, нужно прервать её и ответить. Если же родитель знает, то лучше сначала завершить молитву и лишь потом ответить. Женщина, принимающая роды, может отложить свою молитву, допустив даже истечение времени для неё, если боится за ребёнка или мать во время родов.

 

  То есть, если она опасается, что в её отсутствие ребёнок погибнет, ей необходимо (ваджиб) отложить молитву и продолжать принимать роды. Конечно, ей следует заранее принять разумные меры, чтобы успеть и вовремя помолиться, и должным образом исполнить свой долг. То же правило касается путника, опасающегося разбойников.
 

Нарушается ли омовение, если прикоснуться к лицу противоположного пола с вожделением? Какова по этому поводу точка зрения ханафитского мазхаба? 

Согласно мазхабу имама Абу Ханафи, омовение не нарушается от прикосновения к лицу противоположного пола, независимо от того, было оно с вожделением или без него.

 

  Действителен ли намаз, совершённый за грешным или курящим имамом? ​

Намаз, совершённый за грешным или курящим имамом, действителен и, ин ша Аллах, будет принят Всевышним, если имам не курил во время молитвы. Намаз недействителен, если он совершён за пьяным, который не понимает, что говорит; за сумасшедшим; ребёнком, неправильно читающим хотя бы один аят (это когда следующий за имамом правильно читает, а если оба неправильно читают, то они могут следовать друг за другом); за тем, у кого на теле или одежде явная наджаса (нечистота), которая недопустима.

 

  Намаз недействителен и тогда (если его совершать за имамом), когда знаешь или убеждён в его недействительности; или когда совершаешь за тем, у кого намаз действителен по его мазхабу, а по вашему недействителен (например, если ханафит следует за шафиитом и до намаза заметил, что у имама-шафиита выступает кровь). Намаз мужчины недействителен и в том случае, если он будет совершать его за женщиной или гермафродитом. Во всех вышеперечисленных случаях намаз следует совершить заново.

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ