20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Имам аш-Шаърани – кладезь исламских наук

Имя этого богослова известно практически каждому изучающему исламские науки. Пример его жизни вдохновляет на подвиги, а письменные труды являются настоящим кладезем исламских наук. Это учёный-богослов шафиитского мазхаба, факих, захид (аскет) и мухаддис Абу Мухаммад Абдульваххаб ибн Ахмад ибн Али аль-Ханафи, более известный как имам аш-Шаърани.

Начало

  Имам Абдулвахаб аш-Шаърани родился 27 числа месяца Рамадан 898-го (1492 г.) года хиджры в египетском городке Калкашандат. Через сорок дней после рождения он был перевезён в городок Сакия Абу Шара, по названию которого он и получил имя аш-Шаърани. Отцовская линия его родословной восходит до сына четвёртого праведного халифа и зятя Пророка Мухаммада ﷺ Али ибн Абуталиба Мухаммада аль-Ханафи رضي الله عنه, известного своей мудростью и проницательностью.

 

  Этими же качествами был наделён Всевышним и его потомок Абдулваххаб аш-Шаърани. Несмотря на то, что ещё в детстве потерял родителей, он по собственному желанию начал изучение исламских наук. К восьми годам он уже знал Священный Коран наизусть и совершал обязательные намазы своевременно. Даже в столь юном возрасте ничто из мирского не отвлекало его от занятий наукой и поклонения Аллаху ﷻ.


Обретение наук

Вскоре безудержная тяга к знаниям побудила будущего алима покинуть родные края. В начале 910 года хиджры (1504 г.) в возрасте 12 лет Абдулваххаб аш-Шаърани для продолжения своего обучения отправился в столицу Египта Каир, являвшийся на тот период одним из центров исламской цивилизации. Здесь будущий алим остановился в одной из джума-мечетей города и с жадностью принялся изучать исламские науки.

 

  Среди его учителей были: соавтор известного на весь исламский мир толкования смыслов Священного Корана «Тафсируль Джалалайн» Джалалуддин Суюти, автор множества книг по шафиитскому мазхабу Шихабуддин Рамли, выдающийся богослов Ислама Закария аль-Ансари и многие другие. Последний, видя, с каким желанием аш-Шаърани изучает исламские науки, даже сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, я бы хотел разом влить в тебя все знания, которыми обладаю сам».

 

  Несмотря на то, что сам был последователем шафиитского мазхаба, учёный изучал книги всех четырёх мазхабов с целью согласования своих действий по возможности с решениями всех их. Наряду с изучением мазхабов аш-Шаърани читал хадисы, книги по арабской грамматике, тафсиру (толкование Корана), усулу (наука о методах извлечения шариатских решений из священных текстов), суфизму (наука о познании Аллаха ﷻ путём поклонения Ему ﷻ) и другим наукам.

 

  В мечети, где по приезду в Каир остановился аш-Шаърани, он провёл 17 лет, после чего переехал в медресе «Ум Хаванд», где в обучении исламским наукам прошли ещё около семи лет его жизни. Именно здесь и засияла на небосклоне Ислама звезда теперь уже «имама» аш-Шаърани.

 

Труды

  Изучив множество книг, имам ашШаърани вскоре занялся составлением и своих собственных трудов. Имам аш-Шаърани написал множество книг в различных областях исламских наук. Многие из них состояли из нескольких томов, а некоторые книги и вовсе были первыми в своей области. По некоторым 
сведениям, число написанных им трудов превышает три сотни.

 

  Работы имама ашШаърани охватывали самые разные области знаний. Его перу принадлежат труды, посвящённые фикху (исламскому праву), хадисам Пророка Мухаммада ﷺ и их передатчикам, арабской грамматике, различным светским и исламским наукам. Но особое место в жизни учёного и его трудах занимал тасаввуф – суфизм, которым он был пронизан целиком и которому были посвящены объёмные тома его книг.

 

Тасаввуф

  Несмотря на то, что с малых лет ашШаърани жил по букве Ислама, избегая даже сомнительного, не говоря уже о запретном, всё же, по собственному признанию, он был не в состоянии достичь уровня 
приближённых рабов Аллаха ﷻ. Не желая смириться с этим, он начал искать наставника, способного провести его по пути познания Всевышнего Аллаха ﷻ.

 

  После долгих и упорных поисков, обойдя множество учёных, имам аш-Шаърани всё же встретил суфийского шейха Али альХаваса. Ввиду скромности шейха многие простые люди не могли увидеть великий духовный уровень устаза, но обладающий острым умом и проницательностью имам аш-Шаърани распознал в учёном великого совершенного учителя. Хотя сам к тому времени являлся уже известным алимом, имам аш-Шаърани встал под духовную опеку шейха Али аль-Хаваса как простой ученик. 

 

  Встреча с Али аль-Хавасом полностью изменила жизнь имама. Желая встать на путь познания Всевышнего Творца, аш-Шаърани с первого же дня знакомства с шейхом неукоснительно стал следовать всем указаниям устаза. Точно выполнив все поручения шейха и став обладателем благородных качеств, которыми были наделены настоящие последователи суфизма, имам аш-Шаърани создал собственный духовно-просветительский центр, в котором люди учились религиозным знаниям.

 

  Вскоре этот центр стал маяком знаний, культуры и нравственности, а слава великого учёного-богослова аш-Шаърани, как обладателя явных и сокровенных наук и чей нрав украшен пророческими качествами, быстро распространилась по всему исламскому миру.

 

Нрав

  Обладая столь благочестивым нравом, имам аш-Шаърани не позволял себе превозноситься над людьми, понимая, что в грех может впасть любой, и он тоже. С малых лет аш-Шаърани вёл аскетичный образ жизни и сторонился всего запретного и сомнительного. Лишь приобретение знаний и поклонение Аллаху ﷻ интересовали его. Получивший воспитание и образование у великих шейхов, наставленный ими, вскоре он стал одним из самых больших учёных своего времени, обладателем разносторонних знаний.

 

  «Великим даром Аллаха ﷻ для меня является то, что я не считал себя убережённым даже от больших грехов, хоть я и стал примером для подражания многим людям…» – писал в своей книге «Минан» имам аш-Шаърани. Конец жизненного пути Всевышний Аллах ﷻ дал прожить имаму аш-Шаърани яркую и полную благих свершений жизнь. Начав изучение исламских наук ещё в раннем детстве, он не отошёл от них до самой смерти.

 

  Распространяя религию, помогая слабым и неимущим, прожил свою жизнь как достойный мусульманин и великий учёный. Аш-Шаърани покинул этот бренный мир 12 числа месяца Джумадуль ула 973 (1565 г.) года по хиджре, после трёх месяцев болезни. Он похоронен неподалёку от своего духовно-просветительского центра в Каире. 

 

  МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ