Как Пророк Мухаммад ﷺ относился к беженцам?

Ислам часто описывается как религия, которая повсеместно была открыта для всех людей во все времена. Коран, а также традиции и изречения Пророка Мухаммада ﷺ – это всё, что требуется современному человеку, чтобы жить гармоничной жизнью личности, общающейся с Богом и посвящённой служению Ему.

статья опубликована в номере: 23 (540) / от 01 декабря 2017 (Раби уль-авваль 1439 г.)
411

  Независимо от языка, религии, обычаев, расы или окружающей среды, люди по всему миру и во все времена испытывают одни и те же чувства. Всех нас одолевает счастье или печаль, надежда или отчаяние, доверие или осторожность, гордость или стыд – эти чувства являются общими для всего человечества.

 

  Причины этих чувств могут быть разными, так же как и проблемы, с которыми сталкиваются люди, могут различаться, но природа человека остаётся неизменной. Когда Всевышний Аллах ниспослал Коран, Он наполнил его советами и напоминаниями, которые остаются одинаково полезными и будут таковыми до Судного дня.

 

  Поскольку нрав и поведение Пророка Мухаммада ﷺ являются объяснением Корана, его Сунна также является источником руководства. Его способ справиться с проблемами и обстоятельствами сегодня важен так же, как и когда он жил среди своих последователей. Прежде всего Пророк Мухаммад ﷺ учил нас любить и повиноваться нашему Создателю, и он неоднократно указывал, что важны права как отдельного человека, так и общества в целом.

 

  Глобальная проблема беженцев Сегодня у нас есть то, что известно как глобальное общество, и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, часто возникают в глобальном масштабе. Такие явления, как изменение климата, беженцы и разрушения, вызванные войнами и конфликтами, вызывают беспокойство по всему миру. Один глобальный кризис, который характеризует нашу эпоху, – это возрастающая борьба за удовлетворение потребностей беженцев. Обычно беженца определяют как человека, который был вынужден покинуть свою страну, чтобы избежать войны, преследований или стихийного бедствия.

 

  В 2014 году глобальное перемещение достигло исторического уровня: 59,5 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. С тех пор цифры продолжают расти. Концепция беженцев как людей, спасающихся от преследований, играет ключевую роль в усилиях по оказанию им помощи, но с учётом масштабов проблемы неудивительно, что правительства разных стран участвуют в продолжающихся дискуссиях, приводя аргументы, которые не всегда предлагают выход из затруднительного положения.

 

  Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ широко освещают проблему беженцев, рассматривая вопросы социальной справедливости, а Коран конкретно говорит (смысл, сура 9, аят 6): «Если же (о Мухаммад ﷺ!) кто-нибудь из многобожников, против которых верующим приказано сражаться, попросит у тебя надёжного убежища, чтобы услышать твой призыв, то огради его от опасности и дай ему приют и возможность услышать Слово Аллаха ﷻ. Если он уверует в Ислам, то станет одним из вас – верующих, а если он не уверует, то доведи его до безопасного места.

 

  Этот наказ о предоставлении безопасности просящему приют дан для того, чтобы тот, который ничего не знал об Исламе и, желая узнать, услышал Слово Божье». Это указывает на то, что мусульмане должны учитывать проблемы уязвимости, страха и перемещения без учёта расы или религии. Переселение Пророка ﷺ в Медину В своё время Пророк Мухаммад ﷺ дал указание некоторым членам своего сообщества мигрировать в Абиссинию, после того как они подверглись постоянному угнетению и пыткам.

 

  Несколько лет спустя сам Пророк Мухаммад ﷺ совершил переселение, и вместе с большинством своих последователей покинул Мекку в поисках убежища в Медине. Это самая важная миграция в истории Ислама, и из-за её значимости она знаменует собой начало исламского календаря. Достигнув Медины, Пророк ﷺ узнал о нищете и трудностях, испытываемых беженцами из Мекки, они покинули родину и оказались в незнакомом месте, лишились своих доходов, земли и личных вещей.

 

  Существует очень старая арабская пословица, в которой говорится о тяжёлом положении переселенца в чужой стране: «Чужестранец слепой, даже если у него есть глаза». Это указывает на уязвимость приезжего человека и предполагает, что он нуждается в помощи и защите. Народ Медины воплотил исламскую модель защиты беженцев, содержащуюся в Коране и Сунне. Согласно традициям и источникам того времени, Пророк Мухаммад ﷺ объявил жителей Медины и переселенцев из Мекки братьями или сёстрами.

 

  Именно благодаря этой декларации о братстве Пророк Мухаммад ﷺ успешно разрешил две серьёзные проблемы, которые испытывают иммигранты, живущие в любую эпоху, – это жильё и еда. Он попросил мединцев поделиться жилищем со своими братьями, и они это сделали. Они также поделились своей пищей и средствами к существованию. Это помогло переселенцам из Мекки обрести новый дом. То есть те, кто оставил всё, не решают свои проблемы в одиночку, они обрели семью в лице мединцев. Своими действиями Пророк Мухаммад ﷺ показал, как должно действовать золотое правило в ситуации с беженцами.

 

  Права беженцев сегодня Конвенция Организации Объединённых Наций о беженцах, которая была принята около 66 лет назад, в значительной степени опиралась, хотя, возможно, и неосознанно, на способ Пророка Мухаммада ﷺ интегрирования беженцев и мигрантов в принимающую общину. Она гарантирует им социальные и экономические права: беженцы должны иметь возможность встать на ноги после переселения, например, право на доступ к образованию, поиск работы и открытие бизнеса.

 

  В то время как проблема беженцев остаётся актуальной для ведущих мировых лидеров, политиков, предпринимателей и руководителей, сотрудничества по этому вопросу не было на повестке дня. Хотя многие европейские и западные страны обеспокоены тем, как остановить поток мигрантов в свои страны, в других местах, таких как Турция и Канада, внимание больше сосредоточено на том, как интегрировать беженцев в общество.

 

  В статье газеты «Нью-Йорк Таймс» турецкий город Газиантеп описывается как пример гуманного обращения с беженцами. «В прекрасном городе на сирийскотурецкой границе Газиантеп, как сообщается, размещено 600 тысяч сирийцев, около 40 тысяч из которых живут в пяти пригородных лагерях. Остальные живут в самом городе». Беженцам в Турции разрешено работать, они имеют доступ к здравоохранению и образованию, и правительство стремится дать им возможность получения турецкого гражданства. Канада считается мировым лидером в отношении защиты беженцев.

 

  В 2015 году обычные люди попали в заголовки новостей, когда они, по сути, приняли тысячи сирийских семей и пожертвовали год своего времени и денег, чтобы помочь им начать новую жизнь. Хотя результаты открытой канадской программы ещё не были отмечены повсеместно, Канада действительно выполняет свои обязательства по Конвенции ООН о правах беженцев. Пророк Мухаммад салляЛлаху алехи ва саллям  1400 назад    на своём примере показал, как в обществе должны воплощаться понятия милосердия и сострадания. И его учение сегодня остаётся актуальным.


АБДУЛЛА МУСЛИМОВ

Также в рубрике

За что боролись...

В последнее время стало модным ссылаться на разных предсказателей. Если же предсказание не сбылось, значит,

Невежество, которое испортит ваш хадж

Исполнение этой возложенной Всевышним на человека обязанности во все времена сопровождалось трудностями.

Канонические аспекты назидания

Назидание с призывом к благому и запрещением порицаемого является величайшим социальным принципом Ислама,

Какая польза от произнесения «Инна лиллях» в горе и бедах?

Как известно, у мусульман при бедах принято читать следующую мольбу: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун»