Ответы на вопросы (по Шафии)
Можно ли работать парикмахером?
Труд парикмахера является занятием дозволенным, ничего запретного в самом решении работать им нет, если, конечно, не приходится стричь лиц противоположного пола. Это касается и стрижек, причёсок, где нужно соблюдать нормы Шариата, так как есть причёски нежелательные и запретные. Что касается стрижки, когда в одном месте волосы оставляются длиннее, а в другом короче, то это дозволено.
В парикмахерском деле нежелательным по Шариату является «аль-каз» – частичное сбривание волос на голове. Имам ан-Навави пишет (смысл): «Нежелателен аль-каз. Аль-каз – это частичное бритьё головы, о чём передаётся от Ибн Умара в двух достоверных сборниках, согласно которым Посланник Аллаха ﷺ порицал аль-каз» (анНавави. «Аль-Маджму», том 1, стр. 347).
Хочу повторно совершить хадж, но мне сказали, что принимается только первое паломничество, остальные не засчитываются. Это правда?
Совершённые впервые хадж и умра являются обязательными. Последующие – желательными (суннат). («Тухфатуль Мухтадж») Так что то, что вам сказали, – неверно.
Можно ли детям смотреть мультфильмы?
Смотреть мультфильмы детям не запрещено, если они учат добру и не учат пошлости. Ведь от того, что они смотрят, зависит их будущее понимание и восприятие всего происходящего вокруг. К примеру, если ребёнок видит в мультфильмах поцелуи и гуляния с противоположным полом, то для него вполне нормальным будет так же реагировать на встречи с девушками, вечеринки и гулянки. Если в мультфильмах будет пропагандироваться пример непослушания родителям, ссоры с ними, уход из дома, то, несомненно, он будет брать пример со своих мульткумиров, и для него подобное поведение будет «крутым».
Мультфильмы формируют в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга, врага, добра и зла; всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь как на духовный компас. Поэтому вам, родителям, необходимо хотя бы просматривать мультфильмы, прежде чем включить их детям, и помнить хадис Посланника Аллаха ﷺ: «Каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству».
Как правильно совершать намаз-тасбих?
Намаз-тасбих имеет четыре ракаата, совершаемые вместе или два раза по два ракааата. Намерение следующее: «Я намереваюсь совершить два (четыре) ракаата желательного суннат-намаза “тасбих”». После чтения суры «аль-Фатиха» читают формулу-тасбих (Субханаллахи ва-ль-хамдулилляхи ва ля иляха илля ллаху валлаху акбар) 15 раз.
Эту же молитву «тасбих» по десять раз читают при поясном поклоне и после него, затем в земном поклоне и после него, снова во втором земном поклоне и поднимаясь на второй или третий ракаат. Молитву «тасбих» читают после чтения соответствующих молитв, читаемых в каждой позе, кроме ташаххуда, там читают до. Таким образом, тасбих читается в каждом ракаате по 75 раз, а во всех четырёх ракаатах получается – 300 раз.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Намаз-тасбих является величайшим подарком Аллаха ﷻ, и наградой за этот намаз является прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, сделаны они тайно или явно, по незнанию или сознательно. Так что старайтесь выполнять намаз-тасбих ежедневно, а если не можете, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам) или раз в месяц. Если не можете и этого, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае хотя бы раз в жизни» (Абу Дауд, ибн Маджа и Байхаки). Абдул Ваххаб Шарани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Людям, у которых много грехов, необходимо особенно стараться в совершении этого намаза».
Совершая ратибат перед предзакатным (аср) намазом, в намерении указал, что собираюсь совершить четырёхракаатный суннат-намаз, но по забывчивости совершил два ракаата и завершил намаз. Считается ли суннат-намаз выполненным или его надо сделать заново?
Разрешается в четырёхракаатных суннат-ратибат-намазах совершать все четыре ракаата вместе, прочитав один «Ташаххуд» («Аттахийяту») или два. Но всё же ценнее совершить их отдельно, по два ракаата. Тому, кто сделал намерение совершить ратибат-намаз в четыре ракаата, не разрешается совершить его в два ракаата. А тому, кто сделал намерение совершить этот намаз в два ракаата, не разрешается совершить его в четыре ракаата («Ианату ат-Талибин»).
Мне, как и любому мусульманину, необходимо написать завещание. У меня есть жена, две дочери и два внука. Мы с женой вели общее хозяйство, имеем общее имущество, общие накопления. Как мне правильно написать завещание?
По единогласному мнению, составление завещания (васият) является очень важной сунной. Пророк ﷺ сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания на это имущество». Предпочтительно, чтобы завещание было меньше 1/3 имущества. Если человек завещал больше 1/3, то требуется согласие наследников на долю, превышающую 1/3. Долю 1/3 имущества или другую долю, которую завещал человек, рассматривают с имущества, которое будет в наличии на момент смерти человека.
Завещание наследникам по их долям является недействительным, потому что Шариат и так определил их доли. Форма слов завещания следующая: «Я завещаю тому-то что-то», или «Отдайте тому-то что-то после моей смерти», или «Это тому-то после моей смерти». Завещание в письменном виде считается кинаятом, то есть это будет считаться завещанием, если у того, кто это писал, в момент написания было намерение на завещание. Он также обязан озвучить это намерение перед свидетелями, сказав, что в момент написания завещания он сделал намерение завещать что-то кому-то.
Чтобы завещание имущества в письменном виде считалось действительным, необходимо его засвидетельствовать перед двумя свидетелями-мужчинами, или перед одним мужчиной и двумя женщинами, или перед одним мужчиной, если при этом завещателем даётся клятва в подтверждение, что это его васият. Достаточно также в устной форме засвидетельствовать перед вышеназванными людьми, и это будет считаться васиятом, даже если не написать, но желательно (суннат) написать и засвидетельствовать. («Тухфатуль Мухтадж», «Ианату ат-Талибин»)
Можно ли брать товар в магазине в рассрочку, если в договоре указано, что если не вносить деньги в срок, то будет начисляться штраф? Но при условии, что я уверен в своей платёжеспособности.
Если условия выплаты пени за просрочку оговорены устно или письменно, то подобные виды сделок относятся к запрещённым в Шариате, так как они прямо подпадают под понятие «ростовщичество». Авторитетные учёные и толкователи Корана пишут, что в доисламские времена, когда наступало время долга, арабы говорили должнику: «Тебе придётся или возместить долг, или же дать сверху».
И если тот не возмещал, то накидывали сверху и откладывали возмещение долга. И так делали каждый год. В результате должнику приходилось возмещать гораздо больше того, что он должен был вначале. А с приходом Ислама Всевышний запретил это, ниспослав 130-й аят суры «Алю-Имран»
НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД
ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИ