28 марта
2024 года
поделиться

Неугодные (макрух) действия в молитве

1) Умышленно пропустить любой необходимый (ваджиб) элемент или сунну. Это служит общей основой того, по какой причине все оставшиеся действия являются неугодными, ведь они подразумевают пропуск либо ваджиба, либо сунны молитвы. Пропуск ваджиба является совершенно неугодным (макрух-тахриман). Однократный пропуск сунны является несколько неугодным (макрух-танзихан), означает совершение неправильного поступка (исаа) и может быть грехом, если войдёт в привычку. Если имеется конкретный запрет, его нарушение будет совершенно неугодным. Является необходимым (ваджиб) повторение молитвы, в которой человек умышленно исполнил совершенно неугодное действие.

 2) Вертеть одеждой или телом без чрезмерных движений (поскольку чрезмерные движения делают молитву недействительной). Это совершенно неугодно (макрух-тахриман). Но если имеется причина или нужда, например вытереть пот или грязь с лица, если это отвлекает, то это не является неугодным, если движения не чрезмерны, то есть не таковы, что аннулируют молитву.

 3) Смахивать камешки на земле, кроме как однократно для земного поклона.

  4) Щёлкать пальцами. В молитве это совершенно неугодно. Делать это без нужды вне молитвы является несколько неугодным.

 5) Класть руки на бёдра.

 6) Поворачивать голову. В то время как торс по-прежнему обращён по направлению к кибле (в противном случае молитва стала бы недействительной). Поворачивание одной лишь головы является совершенно неугодным, а рассматривание глазами, не поворачивая головы, не является неугодным, но лучше этого не делать.

 7) Сидеть, выставив колени вверх. Подразумевается сидение на ягодицах, в то время как колени подняты и находятся близко к груди, а руки при этом человек кладёт на землю перед собой, что напоминает позу собаки. Это совершенно неугодно (макрух-тахриман).


 8) Опускаться на землю во время земного поклона, полностью опираясь на предплечья. Это совершенно неугодно для мужчин, но является сунной для женщин. Но если у мужчины для этого есть уважительная причина, это не будет для него неугодным.

 9) Закатывать рукава.

 10) Молиться (мужчинам) в одежде, лишь закрывающей нижнюю часть тела (аурат), несмотря на наличие возможности покрыть всё тело. Такое действие подразумевает недостаток внимания и уважения к молитве, а также лень. Поэтому оно является совершенно неугодным (макрух-тахриман).

 11) Подбирать одежду перед переходом в земной поклон. Это совершенно неугодно, поскольку является признаком высокомерия.

 12) Повязывать платок на голову или плечи так, что его концы свисают. Сюда входит также надевание любой одежды необычным образом, например накидывание пиджака или куртки на плечи без продевания рук в рукава. Это совершенно неугодно, и здесь нет разницы, может упасть эта одежда или нет.

 13) Закрывать глаза. Это несколько неугодно, за исключением случая, когда делается по уважительной причине, например если это помогает сосредоточиться: в таком случае так поступать даже предпочтительнее.

 14) Зевать. Если зевание носит естественный и непроизвольный характер, вреда от этого нет. Но всё равно следует постараться предотвратить его губами или, если необходимо, рукой. Если же оно преднамеренно, то это совершенно неугодно. 15) Потягиваться (руками, раскрывая грудь). Если чрезмерных движений нет, потягивание считается несколько неугодным, поскольку делается из-за лени.

 16) Прикрывать нос и рот (за исключением зевания).

 17) Совершать земной поклон с покрытым лбом. Это несколько неугодно, если только на это нет уважительной причины, например если земля очень горячая, холодная или грубая.

 18) Совершать земной поклон на изображение (одушевлённого творения). Имеется в виду место, с которым лицо соприкасается во время земного поклона, поскольку при наличии изображения получается, что человек выказывает к нему почтение, и это напоминает поклонение. Здесь речь идёт о высшей степени неугодности (карахата). Впрочем, не является неугодным, если изображение находится под ногами или на месте сидения, ведь тем самым неявно выражается презрение.

 19) Молиться на дороге, в туалете, на кладбище. Молитва на дороге мешает дорожному движению. Туалет – место нечистот и бесов. Молитва на кладбище напоминает поклонение иудеев и христиан.

 20) Молиться у нечистот.

 21) Молиться на украденном имуществе, в украденной одежде или после омовения украденной водой.

 22) Молиться при наличии желания облегчиться по малой или большой нужде или освободиться от газов.

 23) Молиться в рабочей одежде. Имеется в виду одежда, которая обычно является грязной и поношенной, или одежда, которую человек носит обычно дома и которая не подходит для встречи авторитетных личностей. Молиться в такой одежде несколько неугодно (макрух-танзихан).

 24) Молиться в одежде с изображением (одушевлённого творения). Это напоминает ношение идола и потому совершенно неугодно (макрух-тахриман).

 25) Молиться с непокрытой головой, если это делается не от смиренности. Это, конечно, относится лишь к мужчинам, ведь данное действие приведёт к раскрытию аурата женщины, что аннулирует молитву и будет грехом.

 26) Молиться, когда подана еда. В том случае, если человек так голоден, что это будет отвлекать его от молитвы. Если желание сильное, это даже считается оправданием для пропуска коллективной молитвы.

 27) Молиться в присутствии изображения (одушевлённого творения).

 Наиболее неугодно, если изображение находится перед человеком (между ним и киблой), далее – если оно над головой, далее – если находится справа или слева от него (все перечисленные случаи совершенно неугодны), наконец – если оно позади него (это несколько неугодно). Но в любом случае не является неугодным:

а) если изображение столь мало, что положи его на землю – и подробности частей тела не будут явно видны стоящему человеку;

б) если оно закрыто;

в) если голова или лицо отделены;

г) если отсутствует часть тела, без которой это творение не могло бы существовать;

д) если это изображение неодушевлённого объекта, например дерева.

 28) Молиться вблизи того, что будет отвлекать.

 29) Молиться в коллективе, будучи единственным в своём ряду. Если в ряду перед молящимся есть промежуток, ему следует заполнить его. Если же нет, то правоведы ранней эпохи полагали, что ему следует мягко потянуть кого-нибудь из того ряда. Но в связи с тем, что современные люди часто не знают правил молитвы, фетва более позднего времени состоит в том, что тянуть никого не нужно, а следует остаться одному в своём ряду.

 30) Молиться перед печью или горящими углями. Поскольку это напоминает поклонение зороастрийцев, в отличие от молитвы напротив свечи или лампы, что не является неугодным, поскольку не напоминает их поклонение.

 31) Молиться в то время, как спящие находятся перед молящимся. Это не является неугодным, если нет опасения, что они вызовут у молящегося смех или смутят его, или что он может оказаться молящимся напротив лица человека.

 32) Вытирать грязь (или пот) с лица, которая не отвлекает человека во время молитвы.

(«Тахтави»; Хашия. «Мараки фалях», 1:343; Хаскафи. «Дурр мухтар»; Ибн Абидин. «Радд мухтар», 1:613; «Шурунбулали»; «Имдад Фаттах», 352; Зейляи. «Табьин хакаик», 1:164) 


МУХАММАД ФАРУК АЗИМО