25 апреля
2024 года
поделиться

Молитва на верховом животном и на корабле

Обязательные (фарз) и необходимые (ваджиб) молитвы недействительны, если осуществляются на верховом животном (или в транспортном средстве), так же как и земной поклон чтения, если аят произносился (или был услышан) до посадки на животное; если же аят был произнесён или услышан, когда человек находился на животном (или в транспортном средстве) за пределами города, то земной поклон можно совершить и на животном, то есть движениями головы.

Если же обязанность вступила в силу на земле или в пределах города, то на животном (в транспортном средстве) движениями головы данный земной поклон не исполнить, за исключением случаев необходимости. В таких случаях обязательные (фарз) и необходимые (ваджиб) молитвы можно исполнять движениями головы, будучи верхом; если возможно, следует остановить животное и повернуть его к кибле; если остановиться нельзя – например, из страха перед врагом, то можно молиться в любом направлении, к которому обращено животное, даже если оно противоположно кибле и даже если животное движется.

 

 Следующий пример – при грязной местности, то есть настолько грязной, что лицо запачкается от окунания в грязь,  или молитвенный коврик окажется испорчен в ней. В такой ситуации, даже если бы не было животного для молитвы на нём, человек, стоя в грязи, исполнял бы молитву движениями головы. Отметим, что одной лишь сырости недостаточно для формирования необходимости, при которой дозволено молиться на животном или движениями головы в положении стоя; опасения ограбления (при схождении с животного или остановки) или неспособности забраться обратно после схождения. Если нет никого, кто мог бы помочь всаднику забраться обратно. Если повозка на верблюде сделана стационарной и соединена с землёй посредством деревянной палки или т. п., человек может молиться в ней стоя (поскольку к повозке применяется в этом случае то же правило, что и к земле).

 


 Среди других случаев необходимости:

 а) женщина опасается порочного человека (фасика);

 б) больной боится, что болезнь ухудшится или выздоровление затянется, если он спустится и затем заберётся на животное; в) человек опасается ухода своего каравана или спутников, то есть, если он остановится на молитву, его оставят одного и он не сможет их догнать.

 

 Если человек находится на животном (или в транспортном средстве) за пределами города, он может исполнять добровольные молитвы, даже выделенные сунны, движениями головы. В этом случае любая нечистота на 
седле или стременах прощается. А также на самом животном, но не на теле и одежде человека. Для действительности добровольных молитв верхом на животном (или в транспортном средстве) человек должен находиться за пределами города. Это относится как к путнику, так и к не путнику за пределами его города. Более того, человек обращается в ту сторону, к которой обращено животное (транспортное средство). Для добровольных молитв, в том числе выделенных сунн, это действительно даже при отсутствии уважительной причины.

 

 Исключением являются два ракаата перед фаджр молитвой, которые, как и обязательные, и необходимые молитвы, нужно исполнять на земле. Согласно нашему мазхабу, совершение молитвы во время ходьбы недействительно. В целом добровольные молитвы человек, даже если способен стоять, может исполнять сидя, обращаясь при этом к кибле, как в начале, так и посреди молитвы. То есть правило действует и для начинания молитвы с положения сидя, и для сидения посреди молитвы, начатой стоя.

 

 В любом случае делать так без уважительной причины дозволено, но награда при этом уменьшается в два раза. Данное правило относится к совершению добровольных молитв на земле. Если человек сидя совершает (обязательную или необходимую) молитву на корабле, то даже без уважительной причины она действительна, но он должен поворачиваться к кибле при каждом маневре корабля. При этом поясной поклон должен исполняться наклоном спины, а земной – совершаться на землю (пол). Одними лишь движениями головы молиться ему нельзя.
 
(«Шурунбулали»; «Мараки фалях», 1:551–155; «Тахтави»; Хашия. «Мараки фалях», 1:402–408) 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ