16 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Можно ли резать по случаю рождения ребёнка (акика) быка? Если да, то за скольких?

Известный учёный Ар-Рамли пишет: «Можно резать за семерых детей на акику быка, корову, верблюда, верблюдицу. Также разрешено участвовать в 1/7 части в закалывании перечисленных животных, вне зависимости от того, остальные доли этого животного режут для акики или просто ради мяса» («Нихаятуль Мухтадж»).

Из скольких ракаатов состоит витр-намаз?

Время витр-намаза наступает после совершения ночного намаза (вне зависимости от того, совершили его в своё время или во время вечернего в пути, в котором можно совмещать намазы) и продолжается до рассвета. Минимальное количество ракаатов витр-намаза – один, максимальное – 11. Желательно не ограничиваться одним ракаатом, а совершить 3, 5, 7, 9 или 11. Витр-намаз совершают двумя способами: 1. Можно совершить сразу все ракааты с одним «саламом». Например, совершить 11 ракаатов и только потом произнести «салам», читая «Ташаххуд» («Ат-тахият»), или прочитать «Ташаххуд» после 10 и 11-го и произнести «салам». Больше двух раз «Ташаххуд» при этом способе совершения витр-намаза читать нельзя. Совершать витр-намаз первым способом в три ракаата нежелательно (карахат), так как в этом есть уподобление витра обязательному вечернему намазу, что является нежелательным. 2. Более ценным является совершить витр-намаз раздельно, по два ракаата, прочитав в нём «Ташаххуд» и произнеся «салам», и последним совершить отдельно один ракаат, прочитав в нём «Ташаххуд» и произнеся «салам». Если витр-намаз совершают в три ракаата, то в первом желательно (сунна) после «Аль-Фатихи» читать суру «АльАля», во втором – суру «Аль-Кафирун», в третьем – суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». Те же суры читают в последних трёх ракаатах, если витр-намаз совершают больше трёх ракаатов («Тухфатуль Мухтадж»; «Нихаятуль Мухтадж»; «Фатхуль Муин»).

Я повредил руку, и мне наложили гипс. Снимут его только через месяц. Как быть с намазами?

В этом случае, согласно мазхабу имама Шафии, нужно сделать омовение и таяммум в следующем порядке: после наступления времени намаза моют лицо, делая намерение на омовение. Потом делают таяммум; протирать землёй повязку на руке необязательно, но желательно. Далее моют здоровые участки обеих рук и влажной рукой протирают повязку. Потом делают масху на голову и моют ноги. После этого можно сделать один обязательный намаз и сколько угодно суннат-намазов. В дальнейшем для следующего обязательного намаза достаточно сделать лишь таяммум, если не произошло то, что нарушает омовение, и не поменяли повязку. Если же омовение было нарушено или поменяли повязку, то нужно сделать омовение и таяммум. И так для каждого обязательного намаза. Совершённые таким образом намазы нужно возместить после того, как появится возможность сделать омовение должным образом. Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, можно сделать лишь омовение, без таяммума, протереть влажной рукой повязку и совершать намазы, в дальнейшем их необязательно возмещать.

Я стараюсь ежедневно выполнять все пять обязательных намазов в мечети. К сожалению, кроме меня, в мечеть на намаз никто не приходит. Я могу надеяться на то, что получу такую же награду, как мусульманин, участвующий в коллективном намазе в мечети?

Обязательные, а также желательные (суннат) намазы, которые предпочтительнее совершать коллективно, например праздничные ид-намазы, ценнее совершать коллективно в мечети, чем дома коллективно или одному, даже если дома людей для коллективного намаза больше, чем в мечети. Если семья не совершит намаз коллективно, потому что её глава отправился в мечеть и совершает там обязательный намаз один, то ему ценнее совершить намаз дома коллективно с семьёй, чем в мечети одному. Очень важно не лишать семью коллективного намаза, поэтому самым ценным является совершить коллективно намаз в мечети и заново совершить его с семьёй («Тухфатуль Мухтадж»). Из вышесказанного ясно, что если выбирать между совершением намаза в мечети неколлективно и намазом вне мечети, но коллективно, то ценнее выбрать второе. Если же выбирать между совершением намаза неколлективно в мечети и совершением намаза неколлективно вне мечети, то предпочтительнее выбрать первое, так как насчёт ценности совершения намаза в мечети есть много хадисов. Например, Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто сделает дома омовение и пойдёт в одну из мечетей Аллаха ﷻ совершить фарз из фарзов Аллаха ﷻ, каждые два шага будут засчитаны как искупление греха и возвышение уровня этого человека».

Разрешается ли два ракаата сунната утреннего намаза читать дома, а два ракаата фарда – в мечети?

Пророк ﷺ сказал: «Вы старайтесь совершать намаз в своих домах! Поистине, лучший намаз человека – это намаз, совершённый у себя дома, кроме обязательного намаза». Имам ан-Навави говорит, что в этом хадисе идёт речь о желательности совершения дома ратибатов (суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов) и других суннат-намазов. Также имам ан-Навави объясняет, что мудрость этого в том, что человек, совершая суннат-намазы дома, более далёк от рия (показного), его намазы более сохранны от того, что портит вознаграждение за поклонение. Это делается также с целью, чтобы дом человека получил баракат (благословение Всевышнего), для того чтобы вселить в дом милость Всевышнего, чтобы в его дом входили ангелы, чтобы прогнать шайтана из дома. То есть ясно, что желательно дома совершить ратибаты, а обязательные намазы – в мечети.
 

Читала, что в Исламе мужчине нежелательно носить шёлк, а также совершать намаз на коврике из него. А у нас в детской комнате шёлковый ковёр, и три мои сына там спят, играют и молятся. Дозволено ли это?

Известный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфатуль Мухтадж» говорит: «Мужчине запрещено использовать натуральный шёлк, сидеть на шёлковом изделии, постелив его, стоять на нём, а также использовать материл из шёлка в любом другом качестве, например в одежде, белье и т. д.». Далее он говорит: «Разрешено садиться на изделие из натурального шёлка, если сверх него постелить что-то нешёлковое». Что касается женщин и несовершеннолетних, то Ибн Хаджар далее говорит (смысл): «Женщине разрешено одеваться в одежду из натурального шёлка и стелить под себя. Отец или другой опекун, обеспечивающий иждивенцев, имеет право надевать на несовершеннолетних детей одежду из натурального шёлка, а также стелить под ними изделия из шёлка». Далее он говорит: «Также запрещено использовать материал, в состав которого входит больше 50 % натурального шёлка. Если же шёлка 50 % и менее, то такой материал не запрещён для использования мужчинами и женщинами» («Тухфатуль Мухтадж»).


Если для выполнения пятничного намаза в мечети количество мужчин меньше требуемого, но есть женщины, можно ли с ними читать пятничный намаз? 

Согласно мазхабу имама Шафии, для действительности пятничного намаза необходимым количеством является минимум 40 мужчин. Они должны быть свободными (не рабы), совершеннолетними, местными жителями, умеющими правильно совершать намаз. В мазхабе Абу Ханифы есть три мнения: 1. Необходимым количеством для пятничного намаза является минимум двое мужчин, то есть имам и один мамум. 2. Необходимое количество – минимум трое мужчин. 3. Необходимое количество – минимум четверо мужчин. По мазхабу имама Малика необходимое количество – минимум 12 мужчин. По мазхабу имама Ахмада необходимое количество – минимум 40 мужчин («Фатхуль Аллям»). Из вышесказанного ясно, что ни в одном мазхабе женщина не входит в минимальное количество людей, необходимых для действительности пятничного намаза.