28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пакистанская Швейцария – долина Сват

Долина Сват вполне обоснованно носит имя «Пакистанская Швейцария». Это край высоких суровых гор, ледники с которых не сходят полностью даже во время летнего сезона; прозрачных, чистейших горных озёр, речек и водопадов, в которых водится форель; диких заповедных лесов, маленьких деревушек на склонах гор, террасных полей и необычайно приветливых жителей, до которых ещё не добрались блага цивилизации и туристы. Хотя ещё совсем недавно, десять лет назад, долина Сват не упоминалась иначе как в связи с «Талибаном», который переместился сюда из соседнего Афганистана.

Мне удалось попутешествовать по долине Сват этим летом. Сейчас она снова меняется благодаря активной политике региона. Но об этом чуть ниже. 

Итак, Сват. Согласно современным исследованиям, люди начали заселять долину Сват (по крайней мере, более низкие её части) не менее чем 2000 лет назад. Они принадлежали к так называемой гандхарской культуре, керамика которой имеет определённое сходство с маргианской цивилизацией (вероятно, доиндоарийской), а антропологический тип населения более всего похож на население Мегарха (дравидское). Впрочем, довольно быстро в Сват проникли индо-иранцы и смешались с местным населением. Они же принесли сюда и ведическую культуру.

С этого момента в нём постепенно сформировалась государственность, и он получил название Уддияна. Река Сват упоминается в «Ригведе» как Сувасту. В V веке до н. э. он ненадолго попал под влияние Ахменидов, но быстро восстановил свою независимость. В 327 году Александр Македонский захватил несколько городов Свата и принёс на его земли греческую культуру. Впрочем, уже в 305 году Сват становится частью буддийской империи Маурья. В течение некоторого времени на одной территории одновременно сосуществовали буддисты, индо-греки и кушаны, которые сформировали совершенно уникальную религиозную культуру, известную сейчас под названием «греко-буддизм».

Именно она подарила миру Будд, одетых в греческие хитоны, скульптуры в буддийских традициях, буддийских атлантов. Как считается, именно здесь впервые Будда был изображён в человеческом облике, а не в виде символа. Собственно говоря, большинство иностранных туристов добираются сюда именно ради остатков этой древней роскоши. По древним источникам, когда-то в Свате было более 6000 монастырей, сейчас раскопаны только 400. Причём раскопки были начаты во времена английской оккупации региона, и одним из археологов-любителей был Уинстон Черчилль, будущий премьерминистр Англии, который в то время служил в британской армии на территории Свата. Впрочем, остатки корпусов и наблюдательных пунктов его бригады тоже сохранились. Впоследствии Черчилль издал книгу «История Малакандского полевого корпуса» о периоде жизни в долине Сват и войны с пуштунами. Впрочем, с падением Империи Маурья буддизм в регионе постепенно стал угасать и за несколько веков прочно сменился на индуизм. В начале XI века н. э. Махмуд Газневи вторгся в Сват вместе с пуштунскими племенами.

На земли Свата пришёл Ислам, а сам он был включён в Империю Газневидов. Хотя в это время Ислам не был определяющей религией для жителей региона. Некоторые оставались индуистами, буддистами или вообще придерживались древних местных традиций. Окончательно Ислам обосновался в Свате только в XVI веке, во времена массового переселения пуштунских племён. В долине Сват обосновалось племя юсуфзаи из юго-восточной части Афганистана. Местное население частично смешалось с пуштунами, частично было вытеснено в дальние горные районы. В настоящее время 90 % населения Свата относят себя к пуштунам. Однако здесь присутствуют так называемые кохистанцы – несколько мелких родственных племён, говорящих на дардских языках (калами, торвали, майянцы, батери, чилиссо, габаро) и бакарвали (этнически относятся к гуджарам, однако давно отделившиеся от них).

Начиная с XVI века Сват вёл образ жизни полунезависимого княжества, то объединявшегося, то разделявшегося на отдельные феоды. Окончательное объединение и основание княжеской династии Свата произошло только в XIX веке. Инициатором и основателем новой династии стал Ахунд Абдул Гаффур, более известный как святой Саид Баба. Однако после его смерти раздоры вспыхнули вновь, что позволило англичанам легко и относительно безболезненно присоединить княжество к Британской Индии, они же сделали ставку на внука Саида Бабы, который был поставлен во главе княжества. В 1947 году оно присоединилось к Пакистану на правах автономного княжества.

В 1969 году окончательно вошло в состав Пакистана в качестве дистрикта провинции Хайбер-Пахтунва. Бывшие князья заняли несколько важных постов в правительстве страны. С начала 70-х гг., во времена правления Бхутто с его активной политикой в социальной и образовательной сфере, в Свате начали открываться школы и колледжи, проводились археологические работы, начали появляться европейские туристы. С началом войны в Афганистане и созданием талибских группировок практически вся эта деятельность была прекращена. Некоторое оживление наметилось в конце 90-х гг. и начале XXI века. Однако уже в 2007 году всё прекратилось вновь, поскольку в Сват пришли талибы, изгнанные из Афганистана.

В 2009 году с ними удалось заключить перемирие, и Сват стал доступен для пакистанского правительства. В 2013 году в нём прошли парламентские выборы. Как и в большинстве других районов Хайбер-Пахтунвы, здесь победила партия «Техрик-е-Инсаф» (лидер – оппозиционный политик Имран Хан). С этих пор началась новая история Свата. Долина сильно меняется в настоящее время. Ведутся активные работы по восстановлению туристического потенциала, строятся дороги, гостиницы, восстанавливаются исторические памятники. Благоустраивается социальная сфера – строятся новые здания школ, больниц, восстанавливаются и строятся новые дороги, мосты, мини-электростанции на горных речках, привлекаются врачи, инженеры и учителя из центральных районов страны.

Сейчас у всех детей долины Сват есть возможность посещать школу, а семьям девочек, которые ходят в школу, ещё и выплачивают некоторую денежную сумму за это из бюджета провинции. Стоит отметить, что активно вкладывают денежные средства в восстановление Свата не только пакистанцы, множество работ ведётся совместными компаниями (китайскими, арабскими или турецкими). Хотя до сих пор основной контроль над Сватом находится в руках военных; например, нам, чтобы туда попасть, пришлось проехать не менее 10 блокпостов, на каждом из которых проверялись документы. А талибы? Как говорят местные жители, часть их ушла, но большинство растворилось среди местного населения и ведёт обычный мирный образ жизни. С точки зрения практической географии Сват делится на равнинную и горную части. Причём равнина – это собственно долины реки Сват и её многочисленных притоков. А горы при любом ракурсе видны из любой точки долины.

Вообще горы представляют собой юго-восточные ответвления Гиндукуша, множество высоких пиков которого покрыты вечными ледниками. Из них выходит река Сват и её притоки, поэтому вода в реке, особенно в верховьях, даже летом остаётся очень холодной. Горы весьма подвержены эрозии, поэтому по скалам, кроме обычных рек, текут «каменные реки» из огромных валунов и мелкой гальки, формируя футуристический пейзаж. Притоки реки Сват образуют дочерние долины, которые называются Дарас (Дара), они формируют узкие проходы между горами, некоторые из которых выходят на перевалы. Однако большинство из них проходимо только для местных жителей или профессиональных альпинистов. 

(Продолжение следует.)

ФАТИМА МАНЗУРПАКИСТАН