29 марта
2024 года
поделиться

Условия выполнения молитвы

 Для того чтобы начать совершать молитву, необходимо:

 

1) Состояние чистоты, то есть отсутствие как малой, так и большой нечистоты.

2) Отсутствие нечистот на одежде, теле и месте молитвы, за исключением прощаемого количества. Под местом молитвы подразумеваются участки, на которых располагаются ступни, колени, руки и лоб. Если во время намаза одежда коснётся нечистот в ином месте и не испачкается, молитва не нарушится.

3) Укрытие аурата: для мужчины – ниже пупка и до колен включительно; для женщины – всё тело, кроме лица, стоп и кистей рук. Аурат рабыни – тот же, что у мужчины, за исключением живота и спины (входящих в её аурат).

4) Быть повёрнутым непосредственно в направлении киблы (Каабы): если человек, находясь в Мекке, может видеть Каабу; в иных же случаях – быть повернутым в сторону киблы.

5) Наступление времени для молитвы. Ещё одно условие – убеждённость или обоснованная уверенность, что время молитвы наступило. То есть если у человека нет даже обоснованной (разумной) уверенности, что время наступило, и он, тем не менее, совершает молитву, то молитва недействительна, даже если он совершил её вовремя.

6) Намерение, место которого – в сердце. Намерение – твёрдая решимость сердца совершить что-либо. Минимальное действительное намерение для молитвы состоит в том, что, если человека спросить об этом, он сможет тут же ответить, без дополнительных дум и размышлений. При принятии намерения на обязательную (фарз) и необходимую (ваджиб) молитвы нужно также конкретизировать, какую именно молитву человек готовится совершить (например, аср). Это не является условием для выделенной сунны, таравиха и обычных добровольных (нафль) молитв, где достаточно одного лишь намерения на молитву. Наконец, тому, кто молится коллективно, следуя за имамом, следует принять намерение на молитву за ним, но при этом нет нужды конкретизировать, кто именно является имамом.

7) Тахрима (открытие молитвы словами «Аллаху акбар»), место которой – язык, а потому тахрима должна быть произнесена, чтобы человек мог слышать себя. Кроме того, она должна совпасть с намерением в сердце без разделения между ними в виде разговора, приёма пищи и (любого) действия, противоречащего действиям молитвы. То есть если человек примет намерение, но при этом займётся посторонним действием (например, приёмом пищи или разговором) до молитвы, не приняв намерения заново, молитва будет недействительной. Если же между намерением и тахримой не было никакого разделения, или они разделялись лишь тем, что связано с молитвой (например, зикром, омовением, хождением к мечети), то молитва действительна. Кро
ме того, намерение не может быть принято после тахримы. Наконец, тахриму следует совершать стоя, даже если согнута спина, но не настолько, чтобы руки, если их протянуть, могли коснуться коленей (то есть не в поясном поклоне). То же правило касается всего произнесённого в молитве, за исключением намерения. Соответственно, следует это должным образом учитывать. То есть всё, что произносится в молитве, должно быть произнесено именно так, чтобы человек мог услышать себя (если вокруг тихо), или, согласно другому мнению, должны как минимум двигаться губы и язык. В ином случае, если человек лишь мысленно проговорил текст, не произнося его, он не засчитывается; соответственно, и молитва недействительна.Исключение из этого правила в отношении чтения Корана касается случая, когда человек молится за имамом, ведь произносить Коран за ним – грех (карахат тахрим). Но все поминания и мольбы молитвы человек, следующий за имамом, по-прежнему произносит.

Оправданием для невыполнения указанных условий могут послужить:

1) недостаток воды для удаления излишних нечистот;

2) недостаток одежды для укрывания;

3) опасения в отношении врага, препятствующего повернуться к кибле: в этом случае человек молится в том направлении, которое он чувствует безопасным;

4) неспособность повернуться к кибле из-за болезни и т. п.: в этом случае человек молится в том направлении, в каком может.

Если человек не знает направления киблы, и нет никого из данной местности, кто сообщил бы ему об этом, и нет ни мечети, ни михраба, направленного к кибле, ему следует сделать обоснованное, просвещённое предположение (тахарри) и молиться в ту сторону. В этом случае молитва действительна, даже если он впоследствии узнает, что был неправ.

Если же об этом узнает во время молитвы, он должен незамедлительно туда повернуться и продолжить молитву (начинать её заново не требуется).

Если у человека есть много ёмкостей воды, более половины которых содержат чистую воду, и у него есть сомнение, какие из них содержат её, ему следует сделать тщательный выбор и далее использовать воду из той ёмкости. Если есть несколько одежд и как минимум одна из них чиста, следует сделать тщательный выбор и молиться в этой одежде. В данных двух случаях (в отличие от ранее приведённого случая с киблой), если человек впоследствии узнает, что был неправ, ему нужно повторить молитву.


(Зейляи. «Табьин хакаик», 1:99; Шурунбулали. «Маракиль фалях», 1:81; «Маракиль Саадат», 73).
ПОЛОСУ ПОДГОТОВИЛ МУХАММАД ФАРУК АЗИМО