19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Качество верующего

Мы знаем, что хороший нрав человека – основа религии, и Пророк Мухаммад ﷺ был послан, чтобы усовершенствовать нравы. Вот как об этом говорит сам Посланник Аллаха ﷺ: «Поистине, я послан для усовершенствования благих нравов» (Муслим).

Смыслом хороших нравов является то, чтобы человек был мягким со всеми окружающими. В хадисе Посланник Аллаха ﷻ говорит: «Обитатели Рая – люди мягкие, лёгкие и близкие по отношению к другим, а обитатели Ада – суровые и жестокие». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха ﷻ, а как определить жестоких людей?» Пророк ﷺ ответил: «Это люди, проявляющие суровость по отношению к домочадцам, друзьям и родственникам» (Муслим). Сами подумайте, если мы будем вести себя как не подобает мусульманам, то каковым будет отношение к нам других людей? Поэтому нас следует показывать красоту Ислама прежде всего не словами, а делами – хорошим характером и поведением.

 

Шариат велит нам проявлять к другим людям такое отношение, которое радовало бы нас самих. К этим качествам относится приятный разговор, добрые слова, благие и прекрасные поступки. Если будем совершать такие поступки по отношению к другим, то и Всевышний воздаст нам многократно. О хороших нравах известно множество ценных изречений.

 

Однажды, когда Пророка ﷺ спросили, кто из верующих является наидостойнейшим в своей вере, он ответил: «Тот, у кого наилучший нрав». И когда спросили, что такое несчастье, Пророк ﷺ ответил, что это дурной нрав. (Передал имам Ахмад.) Хороший нрав – это умение считать своё поклонение Аллаху ﷻ незначительно малым и при этом возвеличивать всё благо, которым наделил тебя Всевышний Творец.

 

Рассказывают, что некий человек пригласил в гости шейха Абу Усмана аль-Хири. Когда шейх подошёл к воротам, услышал от хозяина, что сейчас неподходящее время для того, чтобы гость заходил, и вообще хозяин жалеет о том, что пригласил его сегодня.

 

Услышав это, Абу Усман отправился обратно к себе домой. Когда он почти дошёл до ворот своего дома, услышал голос того же человека, идущего за ним: тот говорил, что он жалеет о сказанном, просит прощения и снова зовёт шейха в гости. Шейх вернулся к дому пригласившего. Но, когда он приблизился к двери дома того человека, тот снова, как и в первый раз, сказал, чтобы шейх уходил.

 

Ничего не сказав, шейх повернулся и пошёл обратно. Так повторилось три-четыре раза, и каждый раз Абу Усман покорно уходил и приходил вновь и вновь. В конце концов этот человек признался шейху, что хотел испытать его, и, восхваляя его, попросил прощения и пригласил домой. В ответ ему шейх сказал: «Не хвали меня за качество, которое ты найдёшь даже у собаки, ведь собака же приходит и уходит, когда её зовут, а потом выгоняют».

 

Рассказывают, что один ученик пришёл в гости к Джафару ибн Ханзалату. Тот старался оказать гостю хорошее гостеприимство. Ученик сказал Джафару: «Ох, каким же хорошим человеком был бы ты, если бы ты был мусульманином!» Видимо, ученик полагал, что тот не из мусульман.

 

А Джафар, скромно скрыв свою истинную веру, сказал гостю: «Моя вера не принесёт ущерба твоему услужению. Ты лучше проси у Всевышнего себе исцеление от болезни, а для меня – наставления на истинный путь». Безусловно, и без этой статьи мы все понимаем ценность благого нрава.

 

Мы просто попытались напомнить вам, что всем своим каждодневным поведением надо стараться хоть чуть-чуть улучшить свой нрав. Не надо думать, что благой нрав – нечто отвлечённое. Благой нрав проявляется в общении с людьми и в поклонении Всевышнему. Хорошее отношение к соседям, доброе отношение к семье, умение правильно выполнять работу – всё это является частями благого нрава. Помнить об этом – задача мусульман.


 

МУХАММАДАРИФ КУРБАНОВ