18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Усыновление. А почему НЕЛЬЗЯ?

Хвала Всевышнему, который посредством Пророка ﷺ и Священного Корана разъяснил нам все тонкости, с которыми человек сталкивается в жизни. И одним из таких насущных и актуальных вопросов является усыновление.

Увидев заголовок статьи, некоторые читатели тут же зададутся вопросами: «а почему нельзя?», «что тут плохого?», «неужели Ислам запрещает, чтобы ребёнок почувствовал, что у него тоже есть родители, и радовался?». В данной статье мы подробно расскажем обо всём и надеемся на помощь Всевышнего. В Исламе существуют формы отношений, напоминающие усыновление, и они не являются запрещёнными. А слово «усыновление» в Исламе не имеет никакого конкретного значения и смысла, ибо это подмена действительности и объективности. Ведь невозможно постороннего человека сделать для себя близким и родным, а чужой ребёнок не становится ни сыном, ни дочерью для тех, кто его воспитывает, так же как не является он (или она) продолжателем именно их рода и потомства.

Мусульмане имеют полное право брать в дом сироту или подкидыша на воспитание, ухаживать за ним и т. д. Они полноценно обеспечивают его кровом, одеждой и пищей. Обращаются с ним как с собственным ребёнком, но при этом не считают его родным. Вот именно такой поступок и восхваляется в Исламе. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я и обеспечивающий сироту будем в Раю вот так», – и показал свои средний и указательный пальцы, между которыми было небольшое расстояние. Если посредством усыновления меняется родословная человека, то это в Исламе запрещено. Однако мусульманам разрешено воспитывать ребёнка в смысле оформления опекунства над ним, дабы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии. Наш любимый Пророк ﷺ сказал: «Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте».

Усыновление до Ислама

Усыновление детей чужими людьми было явлением до Ислама. Они усыновляли детей, и приёмные родители давали им своё имя, будто они и эти дети были кровными родственниками. Мусульманам не запрещено воспитывать чужих детей. Они могут растить их, ухаживать за ними, поддерживать их, однако таких детей нужно называть по имени и отчеству их настоящих отцов. К примеру, если мусульманин берёт мальчика в семью, зная, что он не его сын, и, тем не менее, делает его членом своей семьи, распространяет на него все права родного сына, вплоть до права наследования, более того, запрещает ему жениться на родных и близких женщинах, то есть приёмный сын обладает всеми правами настоящего сына, то Ислам категорически запрещает такой вид усыновления. В Священном Коране сказано (смысл): «…и не сделал ваших приёмных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Аллах ﷻ говорит истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «Аль-Ахзаб», аят 4). Далее Всевышний говорит (смысл): «Зовите их по именам их отцов, это – более справедливо перед Аллахом ﷻ. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками…» (сура «АльАхзаб», аят 5).

Является ли воспитанник наследником опекуна?

Взятый под опеку не может быть наследником того, кто его воспитал, и нет им запрета женитьбы на приёмных родственниках. До установления Исламом запрета на усыновление арабам запрещалось жениться на разведённых жёнах своих приёмных сыновей. Ислам же запрещает мужчинам жениться на разведённых жёнах родных сыновей. Но в Исламе мужчине разрешено жениться на разведённой жене того мужчины, которого он вырастил и который не приходится ему кровным сыном. Когда мать правоверных Хадиджа  купила пленника, которого звали Зайд ибн Харриса, она подарила его Пророку ﷺ. Мухаммад ﷺ освободил его, воспитал как сына и усыновил Зайда ибн Харриса ещё до того, как Ислам запретил усыновление. Его звали Зайд ибн Мухаммад (сын Мухаммада) до тех пор, пока не было запрещено усыновление. А после запрета его снова стали звать именем его настоящего отца. Посланник Аллаха ﷺ женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. Зайд развёлся с ней, а после Аллах ﷻ повелел Посланнику Аллаха ﷺ после истечения срока идды жениться на ней. Выполняя повеление Всевышнего, Мухаммад ﷺ своим примером показал мусульманам, что в Исламе нет понятия «усыновление» или «удочерение». Вот таким примером было доказано, что приёмные дети не становятся родными.

Прими воспитанника как своего, НО…

Мусульманин, взяв на воспитание мальчика или девочку-сироту или же подкидыша, найдёныша, принимает его как своё дитя, ухаживает, воспитывает, кормит, одевает, обувает, но не приближает его в ранг настоящего сына, не оставляет ему права настоящего сына и права наследства. И его (её) не называют сыном или дочерью того, кто его воспитывает и заботится о нём. Такое «усыновление», то есть «взятие на воспитание», Исламом не запрещено. Ухаживать, нести ответственность, переживать за детей – важные вопросы для тех, кто их воспитывает, и это не зависит от того, есть у ребёнка родители или нет. Ребёнок должен получить оптимальную, достаточную поддержку. Кто бы ни нёс ответственность за его благополучие, они обязаны приложить максимум усилий, дабы исполнить свой долг. Отметим, если некому ухаживать за ребёнком, то есть при отсутствии близких родственников, то его содержание становится обязанностью всех мусульман. В таком случае имам данного населённого пункта назначает для него опекуна.

При каких условиях разрешается опека чужого ребёнка?

Есть разные формы, близкие к усыновлению, они не являются запретными в Исламе. И это называется опекунством. Согласно канонам Ислама, чтобы взять под опеку чужого ребёнка, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Ребёнку можно сказать основное – имя, отчество, фамилию, чтобы он знал своих настоящих родителей.

2. Он не получает наследства своих опекунов, после того как те покинут этот мир.

3. Сирота может жениться на дочери опекунов или женщине, которая его воспитывает, или выйти замуж за сыновей опекунов или самого опекуна. (Но всё это при условии, что ребёнок не приходится молочным сыном/дочерью или махрамом тем, кто его воспитывает.)

4. Если же на воспитание взяли девочку, то при наступлении зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями.

5. Если взят на воспитание мальчик, то, как только наступит его зрелость, жена опекуна и его дочери должны закрывать свой аурат в его присутствии.

6. При прикосновении воспитанника противоположного пола в возрасте, когда проявляется вожделение (приблизительно от шести и выше лет), нарушается омовение (согласно мазхабу имама Шафии).

7. Воспитаннику, достигшему зрелости, непозволительно оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махрамами (близкими родственниками по крови), так как они не являются ему родными матерью, сестрой, племянницей и т. д. 8. Опекун должен беречь и хранить имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения из него выгоды. Всевышний сказал (смысл): «И давайте сиротам, у которых нет отца, их имущество, когда они станут совершеннолетними, и не меняйте хорошее на скверное. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, это является великим грехом!» (сура «ан-Ниса», аят 2). Ислам – религия мира и добра. В Исламе всё указано так, чтобы человек сохранил свою честь и достоинство, свою родословную. И ни в коем случае не допускается, чтобы воспитанники опекуна обладали такими же правами, как и родные дети. Как сказано в хадисе, опекунство  – очень богоугодное дело, но при этом нам нельзя превращать его в грех. Если человек решился на такой шаг, имеется в виду не усыновление, а опекунство, то обязан соблюдать те условия, которые перечислены в данной статье. 

АНСАР РАМАЗАНОВ