«Я Расулаль, ишфана явма ннушур (О Посланник Аллаhа r, заступись за нас в День воскрешения)»?
Просить у Пророка r можно было как при жизни, так и после его ухода в мир иной. Иное же утверждение не соответствует мнению ахль ас-Сунна валь джамаа. Есть достоверные хадисы, которые указывают на это. Во времена халифа Умара t некий человек подошёл к могиле Пророка r и сказал: «О Посланник Аллаhа r, попроси дождя для своей уммы (общины), воистину она погибает от засухи…» Этот хадис приводится от Ибну абу Шайбата («Фатх аль-Бари» – толкование к сборнику хадисов аль-Бухари). И таких хадисов достаточно.
2.При совершении земного поклона в намазе что должно касаться земли первым – руки или колени?
Из рукнов (составных частей) намаза земной поклон (саджда) является четвёртым. В нём есть обязательные и желательные действия. По ханафитскому мазхабу, при совершении саджда желательно, чтобы вначале произошло касание колен, а затем рук. Если не будет такой последовательности, намаз этим не нарушается, однако нежелательно игнорировать эту сунну (желательное действие).
3.Можно ли младшему брату взять в жёны вдову старшего брата?
Можно. По истечении срока идда (после смерти мужа идда составляет 4 месяца и 10 дней) женщина может выйти замуж за любого мужчину, если он не является для неё махрамом (близким родственником, за кого нельзя выходить замуж). Брат покойного мужа не является для неё махрамом.
4.Следует ли восполнять желательные (сунна) пропущенные намазы?
Своевременное совершение желательных намазов – очень похвальное дело, особенно это касается намазов ратиба (намазов, совершаемых до и после обязательных намазов). Подобно тому, как обязательно возмещать пропущенные фарз-намазы, возмещение желательных (сунна) намазов является желательным.
5.Через какое время после смерти решается вопрос об определении души умершего – быть ему в Раю или в Аду? Говорят, что после смерти душа три дня кружится в том месте, где человек умер. Правда ли это?
В последние мгновения жизни, после того как закроются врата покаяния, то есть когда душа доходит до глотки, умирающему показывают место, которое ему предназначено, будь то в Раю или в Аду. Душа человека нигде не кружится – её забирают либо в Иллийюн (определённое место, где пребывают души праведников), если он праведник, либо в Сиджин (место, где пребывают души грешников), если он грешник.
6.Если отмечать семь или сорок дней с момента ухода из жизни человека – недозволенное действие в Исламе, то можно ли в эти дни, не идя на кладбище, читать дома мавлид или зикр (прославление Аллаhа I)?
После смерти верующего в первые три дня желательно выразить соболезнование его родным и близким. Читать Коран и зикр за умершего является желательным поступком, и это можно делать в любое время, на кладбище или дома. Однако назначать определённые дни, такие как 40 или 52 дня, для чтения Корана или раздачи милостыни (садака) за умершего является порицаемым новшеством (бид’а).
7.Когда запрещено совершать желательные намазы?
Существует такое время, когда желательные (сунна) намазы, не связанные с какой-либо причиной (мутлак), совершать нежелательно и даже близко к запретному (харам):
1. После совершения утреннего намаза до полного восхода солнца и его подъёма на высоту копья (пока не пройдёт 15–20 минут после полного восхода солнца).
2. В полдень, когда солнце находится в зените, за исключением дня пятницы.
3. После совершения предвечернего (аср) намаза до полного захода солнца.
Намазы-сунна, связанные с определёнными обстоятельствами, такие как намаз при затмении солнца, намаз о прошении дождя, намазы зуха, намаз при входе в мечеть (тахийят), намаз после совершения омовения, намаз после тавафа (обхода Каабы), заупокойный намаз (джаназа), а также возмещаемые обязательные (фарз) намазы нежелательно совершать в эти отрезки времени.
8.Некоторые говорят, что талисман носить нельзя – мол, человек тем самым начинает надеяться больше на него, чем на Аллаhа I. Это верно?
Нельзя носить бусины, деревяшки и т. п., будучи убеждённым, что они могут принести пользу или вред, ибо это ведёт к ширку (многобожию). Что касается талисмана, который содержит аяты Корана или мольбы, обращённые к Аллаhу I, их носить можно и даже желательно, потому что нет разницы, в устной или письменной форме будет выражена просьба к Аллаhу I.
Мнение о том, что носить талисман с аятом Корана или молитвой запрещено по причине большей надежды на него, чем на Аллаhа I, является признаком невежества. Талисман, о котором сказано выше, есть не что иное, как причина (сабаб), а непризнание причин – это глупо. В достоверном хадисе Пророка r, переданном от Ибну Аббаса t, упоминается, что Посланник Аллаhа r, находясь у двух могил, обитатели которых подвергались наказанию, попросил принести зелёную ветку. Разломив её надвое, воткнул половинки в могилы и сказал: «…Возможно, пока эти ветки не засохнут, умершим будет облегчение в могиле» (аль-Бухари). Хадисоведы, толкуя этот хадис, говорят, что облегчение умершие получат благодаря тасбиху (поминанию Аллаhа I ветками, пока они не засохли). Это действие есть не что иное, как использование причины.
9.Грешно ли врачу брать деньги за лечение?
Если врач работает в государственной больнице или любом другом медучреждении и согласился лечить людей за определённую заработную плату, то брать дополнительные деньги с пациентов греховно. И они будут считаться взяткой (рушват), если он соглашается выполнять свои обязательства лишь за дополнительную плату, которую получает от больных. Но если это частная клиника и врач работает за определённую, заранее обговоренную с клиентом сумму, то можно.
10.Если на ковёр помочился ребёнок или его стошнило, можно ли на таком ковре совершать намаз, если не касаться нечистот?
Одним из условий намаза является чистота места, где он совершается. Поэтому, если человек совершает намаз на чистом месте, то это дозволено, несмотря на то, что другой край ковра испачкан.
ответы подготовил Мухаммад-Фарук Азимов. телефон: +7 967 939 65 62