поделиться

Ответы на вопросы от 15.4.2025 (по Шафии)

2.Можно ли делать омовение водой, стекающей с крыши во время дождя? Ведь на крыше может быть помёт птиц.

В книге «Хашията Кальюби ва Умайра» написано: «Прощается некоторое наличие птичьего помёта в воде, даже если это помёт не водоплавающих птиц».

Поскольку допускается омовение водой, в которой есть некоторое (малое) количество птичьего помёта, то омовение стекающей с крыши водой, когда наличие помёта лишь предполагается, тем более разрешено.

2.Правда ли, что усопшего наказывают за то, что его громко оплакивают?

Авторитетный учёный Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Можно плакать по человеку как до его смерти (и в этом вопросе есть единогласие учёных), так и после».

Далее Ибн Хаджар пишет: «Запрещается оплакивать покойного, перечисляя его достоинства (например, каким он был хорошим для семьи, для соседей и т.д.). Также запрещается громко стенать, перечисляя качества покойного, даже не сопровождая это плачем».

«Запрещается также проявлять скорбь, ударяя себя в грудь, разрывая на себе одежды, распускать или рвать волосы, менять одежду или форму, отказываясь от обычной».

«Покойного не наказывают за то, что его родственники или близкие совершают эти или похожие действия, а относительно того, что передано о наказании покойного (по причине воплей и стенаний по нему), большинство учёных отнесли это к тому случаю, когда покойный завещал им такое поведение. Некоторые учёные сказали, что покойный будет наказан, если он не запрещал этого при жизни, поскольку его молчание – знак согласия (с недозволенными проявлениями скорби). Поэтому крайне важно запрещать это (семье и близким) в силу полемичности этого вопроса».

3.Можно ли прервать суннат-пост? Налагается ли штраф «каффара», если прервать суннат-пост половым актом?

Можно прерывать желательный пост, и не нужно его возмещать даже в том случае, если его прервали путём полового акта. Но желательно его не прерывать без необходимости.

Известный учёный ат-Тармаси в своей книге «Хашия ат-Тармаси» пишет: «Тому, кто вступил в желательный пост или другие желательные поклонения, разрешается их прерывать, кроме хаджа и умры».

Ведь в достоверном хадисе сказано: «Тот, кто вступил в добровольный пост, хозяин своего тела: если захочет, будет поститься до конца, а если захочет, прервёт».

«Является нежелательным прерывание поста без причины. Прервать его (добровольный пост) желательно, если есть опасения обидеть хозяев отказом от угощения.

Необязательно возмещать то, что прервали из числа желательных поклонений».

Известный учёный аль-Багави в своей книге «Ат-тахзиб фи фикхи аль-имам аш-Шафии» пишет: «Если возмещать пост Рамадана или поститься в качестве штрафа и прервать его по причине или без причин, половым актом или чем-то другим, на такого человека штраф не распространяется. Штраф «каффарат» предусмотрен только в том случае, если обязательный пост в месяц Рамадан был прерван половым актом».

4.Дозволено ли писать аяты Корана, имена Аллаhа I и Его Посланника r на посуде в торговых целях? И можно ли такую посуду использовать в быту?

Аяты Корана, имена Аллаhа I писать на посуде нежелательно, поскольку есть вероятность, что к ним могут быть проявлены пренебрежение и непочтительность. Сюда же можно отнести наклейки с аятами Корана и именами Аллаhа I на стёклах автомобиля.

Что же касается написания их шафраном, свёклой и т.п. в целях лечения, это дозволено.

Посуду, на которой написаны аяты Корана, можно продавать мусульманам, но использование её в быту запрещено в том случае, если есть риск неуважительного отношения к священным аятам. Использование такой посуды разрешено, если относиться к ней бережно и с почтением.

Известный учёный аль-Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» сказал: «Нежелательно писать [аяты] Корана на стене, даже в мечети, на одежде, на еде и в других подобных местах. Дозволяется разрушать стену, надевать одежду и есть еду (на которых написаны аяты). Не является нежелательным писать на посуде (тем, что смывается водой, например свёклой, шафраном и т. п.) что-либо из Корана с целью употребить эту воду для исцеления».

Известный учёный-имам ан-Навави в своей книге «Мажму’» указал: «Купля-продажа Корана дозволена, а что касается его продажи неверным, это харам (запретно)».

5.Достоверно ли, что грех за воровство, совершённое в Мекке и Медине, увеличивается многократно?

Многократное увеличение греха, совершённого в святынях, таких как Мекка или Медина, – предмет полемики среди исламских учёных. Более аргументированное мнение гласит, что грехи не увеличиваются многократно.

Известный учёный Абд уль-Хамид аль-Ширвани в своих субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «…Мнение о том, что грех, совершённый в святынях, многократно увеличивается, считается слабым».

6.Можно ли будить спящего? И когда нужно или желательно будить спящего человека?

Обязательно разбудить спящего, если знать, что человек заснул после наступления времени намаза, не совершив его и предпологая, что не проснётся на намаз до конца его времени.

Желательно разбудить в следующих случаях:

1) он спит перед молящимися;

2) он спит в михрабе (нише в мечети);

3) он спит в первом ряду (в мечети);

4) он спит дома один;

5) он спит на крыше, рискуя упасть;

6) он спит в долине Арафа во время стояния на ней паломников;

7) если руки спящего человека пахнут жиром или мясом;

8) он спит после рассвета до восхода солнца, даже если он совершил утренний намаз, так как земля взывает к Аллаhу I, жалуясь на это;

9) женщина спит, лёжа на спине;

10) мужчина спит лицом вниз, так как это сон, который гневит Всевышнего Аллаhа;

11) желательно разбудить спящего для совершения им тахаджуд-намаза и для сухура (употребления пищи до рассвета перед постом в месяц Рамадан).

(«Хашия аль-Кальюби ва Умайра»)

7.Когда человек умирает, его муки начинаются с момента смерти или же после похорон?

Учёный Мухаммад Амин аль-Курди в своей книге «Танвир аль-Кулуб» пишет следующее: «Поистине, посмертные муки и блаженства увязывают с могилой, так как в большинстве случаев покойные находятся в своих могилах. И, тем не менее, каждый покойный, которого Всевышний Аллаh пожелает подвергнуть могильным мукам или одарить блаженством, получит их вне зависимости от того, будет его тело захоронено или нет. Некоторые учёные говорят: ‘‘Могила каждого там, где покоится его тело”».