поделиться

Ответы на вопросы от 15.4.2025 (по Ханафи)

1.У меня такая проблема: очень много говорю. Я знаю, что это плохо.

Приношу словами боль людям, говорю плохие вещи о других, злословлю. Мне очень нужна мольба или сура Корана, которую я постоянно читал бы. Как избавиться от этой привычки? Из-за моей болтливости люди со мной не дружат, плохо отзываются обо мне.

Таква (богобоязненность) – это то, благодаря чему верующий сможет удержать свой язык. Человек, не боящийся Всевышнего, не сдержан на язык. Пророк ﷺ предупреждал, что большинство обитателей Ада попадают туда именно из-за грехов языка.

Злословие, ложь и все другие грехи языка явным текстом запрещены в Коране. Эти грехи навлекают гнев Аллаhа ﷻ. Разве может искренне верующий человек совершать подобные грехи, зная, что он тем самым подпадает под гнев Аллаhа ﷻ? Разве искреннее покаяние перед Всевышним и просьба о прощении у того, о ком он злословил, не должны побудить оставить этот грех в будущем?

Хорошо, что вы признаёте свою слабость и сожалеете о содеянном. Практикуйте сдержанность, говорите лишь тогда, когда в этом будет необходимость. Первый праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه клал в рот камешки, чтобы уберечь язык от пустословия, не говоря уже о грехах. Помимо собственных стараний по контролю над своим языком, вознесите следующую мольбу: «Аллаhумма саддид калби, ва саддид лисани» («О Аллаh ﷻ, сохрани моё сердце и мой язык от греха»).

2.Сколько нужно держать курицу в закрытом помещении (курятнике) перед тем, как её зарезать? Если её купили в инкубаторе, и она ела нечистоту (наджасу) или вредные химические добавки? Есть ли решение по этому поводу?

Домашнюю птицу, у которой было смешанное питание, приготовленное из дозволенного и недозволенного (наджасы), можно подвергать забою и употреблять без требования держать её на диете из чистого и здорового корма. То есть купленная в инкубаторе курица, которой давали недозволенный корм, будет считаться дозволенной к употреблению после того, как будет подвергнута забою в рамках религии.

Тем не менее, рекомендуется домашнюю птицу, которой давали нечистоты, держать в огороженном месте на чистой диете (чистого корма) в течение трёх дней до забоя, поскольку так поступал сподвижник Пророка ﷺ Абдулла ибн Умар رضي الله عنه.

(«Бадаиу Санаи»)

3.Мне приснился сон, что моя бабушка без ног. К чему же это? Не могли бы растолковать сон? Заранее спасибо за ответ.

Это просто плохой сон от шайтана, и вам не стоит беспокоиться об этом. Просите Аллаhа ﷻ защитить вас от зла сатаны, и этот сон не навредит вам, если на то будет воля Аллаhа ﷻ. В хадисе приводится следующее высказывание Пророка ﷺ: «Хорошие сны – от Аллаhа . Так что, когда видите приятный сон, рассказывайте его лишь близким людям. А если кто видит неприятный сон, пусть сплюнет три раза налево и обратится к Аллаhу  с мольбой о защите от зла шайтана и зла этого сна, и пусть он никому не рассказывает этот сон, ведь он не навредит ему» (Муслим).

Если ваша бабушка жива, исполняйте её поручения, помогайте ей в её делах. Если же её нет в живых, то совершайте добро от её имени (раздайте милостыню нуждающимся, прочитайте Коран, поминайте Всевышнего прославлением, зикру), чтобы награда за это дошла до неё.

4.Известно, что женщинам во время менструального цикла не следует входить в мечеть. Равно как и людям в состоянии отсутствия ритуального купания (гусля). А что насчёт туристов-немусульман, посещающих мечеть? Они же, вероятно, даже не догадываются о запрете.

Правило по данному вопросу различается для мусульман и немусульман:

1) Что касается мусульман, в состоянии большой нечистоты (джунуба) в мечеть входить нельзя, независимо от того, являются ли причиной регулы или отсутствие купания (гусля). Если путник в состоянии джунуба проходит перед мечетью и вода находится только внутри мечети, то для того, чтобы зайти в мечеть, ему нужно сделать таяммум (ритуальное протирание пылью, заменяющее купание), потому что состояние джунуба препятствует вхождению в мечеть.

Госпожа Аиша d приводила следующие слова Пророка ﷺ: «Я не дозволяю мечеть женщинам во время менструации и людям в состоянии отсутствия купания (джунуба)» (Абу Давуд).

2) Что касается немусульман, включая туристов, им разрешается входить в мечеть даже в любом состоянии, поскольку на них не распространяются религиозные предписания.

Из истории мы знаем, что Пророк ﷺ дозволял некоторым пленным находиться в мечети, приглашал их туда с целью ознакомления их с обрядами мусульман и с религией в целом.

Поэтому в отношении туристов-немусульман нет запрета на то, чтобы они входили в мечеть с целью ознакомления с храмом Ислама, образом жизни и практикой мусульман, если при этом соблюдаются чистота и уважительное отношение к мечети.

(«Мабсут», «Мухит Бурхани», «Дурр Мухтар»)

5.Как нужно завершать вечерний намаз (магриб), если опоздал на коллективную молитву? Распишите, пожалуйста, случаи, когда пропустил первый ракаат, второй или присоединился в третьем.

Если человек опоздал и присоединился к коллективному магриб-намазу, то он следующим образом восполняет упущенные один, два или три ракаата:

– Если пропущен один ракаат, опоздавший после завершения имамом молитвы встаёт, читает суру «Аль-Фатиха» и суру после неё. После поясного и земных поклонов он садится в ташаххуде и завершает молитву как обычно.

– Если пропущены два ракаата, то он в обоих ракаатах читает суру «Аль-Фатиха», читая после неё ещё суру. Он может сесть в ташаххуде после первого ракаата, а затем встать на второй ракаат и потом завершить.

– Если пропущены все три ракаата, то ему следует встать для восполнения всех этих ракаатов и совершить весь намаз так, словно он начал намаз с начала.

(«Бахру Раик»)

6.У меня вопрос по поводу обета (назр). Человек дал обет, что он не будет смотреть порочные фильмы, а при нарушении обета будет непрерывно держать пост в течение месяца. Значит, за каждый просмотр он будет поститься месяц подряд. Правильно? А если во второй раз посмотрит, то обязан ли заново соблюсти месяц поста? И так за каждый просмотр? Или же после одного нарушения его назр является недействительным?

Если человек дал обет словами: «Каждый раз, как я сделаю то-то и то-то, на мне обет соблюсти месяц поста», то каждый раз, когда он совершает определённое действие, обет необходимо исполнить заново.

В ситуации, изложенной в вопросе, если человек даст обет, что каждый раз, как он посмотрит порочный фильм, он будет непрерывно поститься в течение месяца, то обет применяется к каждому просмотру подобного фильма. Иными словами, каждый раз, как он посмотрит фильм, месяц непрерывного поста становится обязательным для него.

В качестве альтернативы, если исполнение этого ему затруднительно, он может отнестись к своему обету как к клятве (ямин), и при каждом нарушении обета (посредством просмотра фильма) он должен отдавать искупление (каффара) за нарушение клятвы, которое состоит в том, чтобы накормить десять бедняков стоимостью фитр-закята, или, если для этого нет возможности (материальных средств), он обязан поститься три дня (подряд) в качестве компенсации за нарушение клятвы.

Пророк ﷺ говорил: «Назр (обет) – это по сути клятва. Компенсация за него – такая же, как и за клятву» (Ахмад).

(«Радд Мухтар», «Мабсут»)

ОТВЕТЫ подготовил Мухаммад-Фарук Азимов. телефон: +7 967 939 65 62