поделиться

Ответы на вопросы от 1.4.2025 (по Шафии)

В нашем селе есть старое кладбище. Свободных мест для новых могил уже не осталось, где бы люди ни вырыли землю – непременно там находят кости от прежних захоронений.

Можно ли хоронить человека в могиле, в которой обнаружены не до конца истлевшие кости? И можно ли вообще хоронить людей на таких кладбищах?

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Запрещено хоронить умершего в могиле (старой) другого покойного, даже если они одного пола, до полного разложения первого покойного, кроме его копчиковой кости, так как она не истлевает. Но поскольку разглядеть эту копчиковую кость невозможно, то учёные не стали оговаривать её, сказав ‘‘…до полного разложения’’».

«Вопрос, связанный с тем, за какой период происходит полное разложение в местных почвах, находится в компетенции соответствующих специалистов».

«При обнаружении кости до того, как полностью выроют могилу, её необходимо зарыть, если только нет нужды именно в этой могиле (например, нет другого места). Если же кости обнаружат после того, как могила будет уже полностью вырыта, то их соберут в сторонку и захоронят покойного в этой могиле».
Имам аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара «…до полного разложения», пишет: «Эти слова дают понять, что вскрывать могилу разрешается после полного разложения тела, за исключением могилы известного алима или вали (приближённого раба Всевышнего). Вскрывать такие могилы, безусловно, запрещено».

2.Возмещает ли владелец имущества ущерб, нанесённый имуществу другого вследствие стихии?

Если в результате сильного ветра или иных стихийных явлений с крыши дома отлетел кусок шифера либо черепицы или обрушилась стена, дерево и т. п. и при этом пострадал человек, повредилось чужое имущество, будь это чья-то припаркованная рядом машина или что-то другое, то хозяин этого дома не несёт ответственности за последствия, если только не было нарушений норм в ходе строительства дома, при посадке дерева и т.п.

Человек ответственен и в том случае, когда его халатные действия приводят к ущербу независимо от масштабов. Например, если кто-то во время сильного ветра у себя во дворе или в лесу разожжёт костёр и огонь перекинется на чужое имущество или на лес. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Можно ли несовершеннолетним детям в мечети занимать до намаза первый ряд или вообще становиться там?

Заходя в мечеть для коллективного намаза, становиться в первый ряд желательно мужчинам, а несовершеннолетним мальчикам – в последующий, если первый ряд заполнен.

Если же первый ряд не заполнен взрослыми, то его заполняют несовершеннолетние мальчики, независимо от того, где они встанут, с краю ряда или между взрослыми мужчинами.

Если несовершеннолетний мальчик занял место в первом ряду (даже до наступления времени намаза), а потом пришёл взрослый человек (мужчина), то желательно не отводить мальчика назад, чтобы уступить место прибывшему взрослому.

Примечание:
В вышеупомянутом решении под несовершеннолетним подразумевается мальчик, достигший возраста тамйиза, т. е. ребёнок приблизительно 6–7 лет, который может самостоятельно есть, пить, справлять нужду.
Детей младше этого возраста приводить в мечеть запрещено, если нет уверенности, что ребёнок не испачкает её. Если исключить риск, что испачкает, то приводить нежелательно. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

4.Можно ли проводить мавлид пением?

Шариатское постановление относительно пения мавлида и любых стихотворений разнится и зависит от содержания стиха. Так, если в поэме, в стихотворении поётся об эпитетах Аллаhа I или о Его Посланнике r, а также о богоугодных делах, то само пение также будет богоугодным делом.
Несомненно, стихи в мавлиде относятся к этой категории. Следовательно, и пение, и слушание мавлида будут считаться богоугодным делом. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

5.Когда начинается время пятничного купания? И можно ли возмещать его, если не удалось искупаться вовремя?

Время пятничного (желательного) купания начинается с наступлением времени утреннего намаза и заканчивается, когда имам завершает пятничную молитву словами «Ас-саляму алайкум ва рахматуллах». Предпочтительнее же искупаться прямо перед выходом на пятничный намаз, чтобы сохранить чистоту и свежесть.
Что касается возмещения пятничного купания, это является желательным действием, равно как и другие желательные купания. Объясняется это тем, чтобы человек понял важность этого действия и старался не пропускать его, так как оставление его без уважительной причины является нежелательным. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Буджайрами», «Фатх аль-Муин»)

6.Дозволяется ли женщине во время менструации совершить малое или полное омовение?

Ритуальное омовение во время менструального цикла считается недействительным, и совершать его запрещено. Если женщина в этом состоянии, зная о запрете, совершила малое или полное ритуальное омовение, она впадает в грех, поскольку это расценивается как поверхностное отношение к религии. Если она не знала о запрете на это действие, грех не записывается.

Запрет на совершение малого или полного ритуального омовения во время этих дней не предполагает отказ от купания для поддержания чистоты и соблюдения гигиены. Однако нельзя это делать, имея намерение на ритуальное омовение.

Примечание:
Исключением в данном вопросе являются купания перед вступлением в обряды хаджа или умры, праздничных дней, таких как Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и др. 
(«Мугни аль-Мухтадж», «Ад-дибадж шарх аль-Минхадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).