Масбук (человек, пропустивший один или несколько ракаатов и затем присоединившийся к имаму) должен продолжать намаз с имамом до конца. В конце он должен читать лишь ташаххуд (ат-тахийят). Как только имам повернётся влево для произнесения второго саляма, масбук встаёт и завершает пропущенное количество ракаатов.
Если масбук пропустил два ракаата в утреннем, обеденном, предзакатном или ночном намазах, ему надо совершить оба ракаата, читая в каждом из них суру «Аль-Фатиха» вместе с другой сурой. В вечернем намазе масбук должен сесть для чтения ташаххуда после первого ракаата.
Если пропущено три ракаата или он присоединился в четвёртом ракаате (например, ночного намаза), он должен встать, прочитать суру «Аль-Фатиха» и ещё одну суру в первом ракаате. После земного поклона, перед тем как встать на второй ракаат, он должен совершить сидение и прочитать ташаххуд, после чего он встаёт на второй ракаат. Во втором ракаате он читает «Аль-Фатиха» и ещё одну суру, завершая этот ракаат без сидения для ташаххуда. В третьем ракаате читает лишь «Аль-Фатиху» и завершает намаз.
Примечание: в первом ракаате масбук будет читать мольбу «сана» («Субха́накялла́хумма…»). Если он настиг имама лишь после того, как тот поднялся с поясного поклона, то этот ракаат будет считаться пропущенным.
Простое правило для завершения пропущенных ракаатов состоит в том, что, когда встаёте (после второго саляма имама), вы сначала совершаете те ракааты, в которых есть сура «Аль-Фатиха» вместе с другой сурой, а уже потом – те ракааты, где есть лишь сура «Аль-Фатиха».
(«Хашияту Тахтави»)
2. Мне бы хотелось изучить фикх (исламское право) по мазхабу Абу Ханифы. С чего начать? С какой книги?
Хорошей книгой для начала является «Мухтасар уль-Кудури» имама Ахмада Кудури. Её относят к числу му’тамад (надёжных трудов) ханафитского фикха и считают одной из самых обширных книг. Овладение её материалом заложит фундамент для понимания более сложных работ по фикху. По этой причине данная книга включена в учебный план большинства ханафитских медресе. При этом важно, чтобы вы получали знания и руководство у учителя, чтобы обеспечить правильное освоение материала и избежать недопонимания. Пусть Всевышний поможет получить полезные знания. Амин.
3.Каково наше отношение к собакам?
Все творения – создания Всевышнего Аллаhа и заслуживают признания в качестве таковых, и мы не имеем права причинять им боль и страдание.
Что касается собак, будет правильно обратить внимание на следующие изречения Пророка ﷺ. Абу Тальха رضي الله عنه передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение живого существа» (аль-Бухари).
В другом хадисе, который передал имам Муслим от Ибну Аббаса رضي الله عنه, передаётся рассказ госпожи Маймуны رضي الله عنه (супруги Пророка ﷺ) о том, как Посланник Аллаhа ﷺ однажды опечалился: ангел Джабраиль u обещал встретиться с ним ночью, но не пришёл. Затем он понял, что под постель забрался щенок. В результате щенка убрали, а место обрызгали водой. Через некоторое время появился ангел Джабраиль u, и Пророк ﷺ спросил его о задержке.
– Мы, – ответил ангел, – не заходим в дом, где есть собака или изображения.
В свете данных хадисов и иных сообщений не разрешается держать собак дома в качестве домашних животных. В противном случае жилище лишится милости Всевышнего Аллаhа.
Впрочем, правоведы говорили, что для охраны, фермерства и охоты собаку заводить можно.
Слюна собаки является наджасой (скверной). При её попадании на одежду или тело данный участок необходимо промыть водой.
(«Хашияту Тахтави»)
4.Хочу узнать, когда лучше возместить один день Рамадана: сразу по истечении шестидневного поста в Шаввале (то есть на следующий день) либо вместе с сунна-постом в понедельник или четверг?
Возмещение поста Рамадана можно осуществлять в любое время года, поскольку веление о возмещении пропущенных дней месяца поста носит в Коране общий характер.
Веление Корана состоит в том, чтобы начать возмещать пропущенные дни поста Рамадана в «другие дни», то есть дни после окончания Рамадана без ограничения на то, чтобы они исполнялись сразу же после этого месяца. Поэтому можно либо сначала соблюсти суннат шесть дней поста Шавваля и после этого возмещать, либо возмещать в течение любого иного месяца, если возмещение завершается до наступления следующего Рамадана.
Аиша رضي الله عنها так рассказывала о собственном опыте: «У меня были пропущенные дни поста Рамадана, и я не могла возместить их, кроме как в месяце Шаабан из-за занятости делами Пророка ﷺ» (Муслим).
Из данного повествования следуют два вывода:
1) По уважительным причинам Аиша رضي الله عنها не могла поститься в некоторые дни Рамадана. Поэтому ей приходилось возмещать пропущенные дни поста позднее, даже в Шаабан (месяц, предшествующий следующему Рамадану). Она задерживала возмещение с разрешения Пророка ﷺ из-за занятости его делами. Данный факт выступает доводом в пользу дозволенности возмещения пропущенных дней поста Рамадана в любое время года до наступления следующего Рамадана.
2) Она старалась восполнить все пропущенные дни поста до наступления следующего Рамадана. Если же этого сделать не удалось, то возмещать нужно будет уже после того Рамадана.
Что касается лучшего времени для возмещения, лучше всего будет возместить пропущенные дни поста сразу после Рамадана, а после них соблюсти шесть дней поста Шавваля, ведь в хадисе говорится: «Кто постится в Рамадан, после чего исполняет шесть дней поста Шавваля, тот словно бы постился весь год» (Муслим).
Основываясь на данном хадисе, некоторые алимы говорят, что человек получит награду за соблюдение шести дней поста Шавваля лишь в том случае, если они исполнялись после возмещения всех пропущенных дней поста Рамадана в рамках Шавваля. Но большинство алимов полагают, что человек не будет лишён награды за шесть дней поста Шавваля, даже если он исполнил их до возмещения пропущенных дней поста Рамадана.
Во избежание различия во мнениях лучше всего будет возместить все пропущенные дни поста Рамадана в начале Шавваля, чтобы можно было успеть совершить потом и шесть дней суннат-поста.
(«Мухтасар Кудури»)
Мухаммад-Фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62